Совсем недавно отзвучали слова Евангельской истории о раскаявшемся грешнике Закхее, и в воскресенье мы вновь услышали рассказ о покаянии, на этот раз - историю о мытаре и фарисее, которая ещё ближе подводит нас к Великому посту. Вообще все эти подготовительные недели, так или иначе, связаны именно покаянием - они как бы о разных его гранях.
Вот перед нами Закхей, покаяние которого ознаменовалось решительным отказом от греховной жизни (помните, как он решил отдать половину имения нищим и возместить ущерб всем, кого обманул?). А затем мы видим, как со смирением и слезами на глазах молится такой же, как и Закхей, мытарь - он плачет о своей пропадающей душе и просит у Бога прощения. В это воскресенье мы услышим повесть о блудном сыне, который словно очнулся от своей греховной жизни (которая больше была похожа на смерть) и бросился к отцу своему. И это тоже о покаянии, как о перемене мышления, перемене отношения ко греху - о покаянии, которое только и может помочь нам вернуться к Отцу нашему небесному. Далее будет Неделя о Страшном Суде, когда Церковь будет учить нас не откладывать исправление своей жизни на потом, ведь этого «потом» может не быть - впереди Суд Божий, где уже не будет возможности что-то в себе изменить. И, конечно, последняя Неделя с её воспоминанием изгнания Адама и Евы из рая после их грехопадения - в этот день мы размышляем над тем, что именно грех явился причиной столь губительной катастрофы для всего рода человеческого. И, кроме того, вспомним мы в последнее воскресенье перед постом о том, что и в тот далёкий день, когда наши прародители пали, Бог призывал их к покаянию, которое столь сильно, что тогда ещё могло бы всё исправить: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3, 11). Понятно ведь, что всеведущий Бог прекрасно знал о том, что Адам сделал - Он задал этот вопрос, желая побудить человека к раскаянию, но… услышал в ответ лишь самооправдание.
Ну, и Чин прощения - как без него? Этот обычай вновь отсылает нас к необходимости расстаться со своим грехами. Стоит отметить, однако, что здесь мы затрагиваем очень тонкую грань этого духовного делания, а именно - искренность. Как мы просим друг у друга (и у Бога, конечно) прощения: только лишь экзальтированно обливаясь умилительными слезами, или же по-настоящему осознавая свою греховность? Весьма не простой вопрос, который требует честности с самим собой.
Вот так Церковь готовит своих чад к Великому посту, дверью которого, как видим, является покаяние. Но покаяние многогранно, и включает в себя много важных аспектов. И это настолько важно, что для осознания сего нам даётся целый месяц, и только потом мы имеем возможность наконец вступить на дорогу поста. И недаром за три недели до Четыредесяницы и потом почти до самого её окончания по воскресным дням мы будем слышать покаянные тропари, которыми Церковь вновь и вновь будем призывать нас к очищению своих сердец:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»
А для чего очищать - это всем известно, ведь только чистые сердцем,
по слову Спасителя,
могут встретить Бога и по-настоящему духовно приобщиться
к празднику Пасхи Христовой.