Не вешать нос!

Непросто устроена человеческая сущность: казалось бы, стараешься работать над грехами, идти по верному пути. Но иногда у человека, даже с виду целеустремленного, может появиться странное чувство. Уже и во время молитвы внимание сложно удерживать, и вообще все не то. Тут могут появиться зачатки смертного греха — уныния. В медицине же это слово ассоциируют с депрессией, причем, как уже давно замечено, именно осень часто и становится подходящим временем для этого состояния.

«Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять», - пишет святитель Феофан Затворник Многие думают, что унынию подвержены люди только неверующие: если человек не верит в Бога, нет у него ни на кого надежды, то есть и смысла жизни нет. Но не все так просто. Тут правильнее сказать о ЛЕНИ - так называл уныние преподобный Григорий Синаит. Внешне это даже может никак не проявиться, но то и дело придумываются оправдания, жалость к самому себе. «Вот я всю неделю много работал, в воскресенье в храм не пойду», - говорит себе человек. Какое опасное оправдание! Где один раз, там и второй, а на душе становится тяжко. Как важно вовремя заметить эти мысли. Благо, Господь дал нам совесть, и человек чувствует, что происходит что-то неладное. Могут начаться сомнения и в повседневных делах: то работа не устраивает, то люди не так посмотрели. Особенно внимательным к такому греху нужно быть родителям. Прежде чем требовать праведной жизни от детей, необходимо посмотреть, нет ли в нас уныния? Можно каждый день пытаться скрыть это состояние от детей, но дети очень хорошо все чувствуют.

Так что же делать? Для начала - не пытаться оправдаться, и признаться в этом грехе, пойти на Исповедь и Причастие (без покаяния и абсолютного понимания, что происходит, невозможно работать над собой). А дальше - тренировать силу воли. Взять для примера образование наших детей. Не получается осилить какой-то предмет, родители нанимают репетиторов, покупают книги, занимаются и идут дальше. Так и в духовной жизни нет никаких барьеров для того, чтобы развиваться и взять себя в руки.

Тут очень важно чувствовать присутствие Бога во всех делах, во всех начинаниях. И надо не забывать благодарить Бога, ведь одно дело просить чего-то в сложные моменты, другие дело ценить то, что у нас есть. Не искать утешения в мирских делах, а в молитве. «Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте этому других», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Читая жития святых, о том, какие они подвиги совершали и не боялись смерти, думаешь какая же мелочь вся эта земная суета, и уныние тут же пропадает. Ведь и в самом деле, как часто бывает, проходит время, и мы думаем: не стоило из-за этого переживать и тратить на это время. Господь, видя старания человека, обязательно подаст ему силы и моменты духовной радости.

Конечно, как и во всех духовных начинаниях, стоит напомнить себе и о смирении. Золотые слова были сказаны святителем Иоанном Златоустом:

«Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Духа

Святого, а с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно.

Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает.

А кто смиряется, тот всякою судьбою будет доволен, потому, что Господь — его богатство и радость,

и все люди будут удивляться красоте души его».