Сегодня на вечернем Богослужении в соборе святых апостолов Петра и Павла чин прощения совершил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков; ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Роман Пудов, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регентов Жигульского К.

Начиналась служба как обычная вечерня, но в храме было уже все по-другому: на аналоях великопостные черные аналои, а в середине службы священники поменяли облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: началась весна постная, весна духовная!

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

"Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий."

При совершении входа с кадилом, было возглашено пение великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68). А после сотворили три поклона и вознесли молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

к окончанию Богослужения мы попросили друг у друга прощения, чтобы не брать бесполезный груз обид в долгую дорогу Великого поста. Главное, чтобы с нашей стороны прощение было не формальным, а глубоким и искренним. Важнее всего помириться именно с тем человеком, с которым реально конфликтовал, враждовал, против которого ожесточился. Наконец, мы не должны требовать от других, чтобы они нас простили, это дело их совести. Мы лишь испрашиваем у них прощения за свои неправды, как минимум — за то, что оскорбились. И уже после этого с легким сердцем можно вступить в весну духовную, радостно войти на путь «поста, приятного Богу», ведущий к общей радости — дню Светлого Христова Воскресения.

История чина прощения

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.  сотворили три поклона и произнесли молитву преподобнаго Ефрема Сирина: