Однажды к отцу Иоанну Кронштадтскому пришел молодой священник со своей пастырской скорбью: «Батюшка, как же это получается: я постоянно проповедую прихожанам слово Божие, вразумляю их на исповеди и во время других бесед, а “воз и ныне там”? Никакого исправления я в них не нахожу, даже, напротив, они становятся как будто еще дурней. Что делать?» Богомудрый пастырь, знакомый с подобной скорбью, ответил ему: «Да, такая скорбь известна мне. Но мы, пастыри Церкви Христовой, должны сеять слово Божие, не чая увидеть плод, ибо Христос говорил: “ин есть сеяй, и ин есть жняй”. Вот и ты сей на ниву Божию слово спасения, а плод оставь на усмотрение Самого Бога. Где-то неведомо для тебя обязательно взойдет оно и даст плод».
Подобная скорбь, наверное, знакома всякому священнику. Проповеди, беседы, почти непрестанные исповеди… Кажется, что должно идти постоянное поступательное движение вперед. А в реальности оказывается часто всё наоборот: и молитва не становится внимательней, и молитвенное правило по немощи все чаще претворяется в «Серафимово», и от осуждения никак не получается избавиться, а то и вовсе впадаем в смертные грехи. Так где же они, плоды? Неужели всё посеянное священником – подмастерьем истинного Сеятеля в этом мире – упало лишь при дороге, на каменистую почву или в тернии?
«И камню можно измениться»
одобный вопрос – почему Сеятель сеет по большей части на неготовую принять семя землю – беспокоил меня с момента самого первого знакомства с Евангелием. Ну посудите сами: рачительный земледелец, желающий получить плод и дорожащий своим временем и трудом, не станет же бросать семя, если земля предварительно не вспахана, не убраны камни и сорняки, то есть пока почва хорошо не подготовлена. А почему же так делает Христос? Сеет Свое семя по большей части там, где Он знает (ведь не может не знать), что не взойдет! Это тем более удивительно, что семя-то у Него – драгоценнее не найти: не растение, а само слово Божие! Действительно, вопрос. И ответ на него я вскоре нашел у святителя Иоанна Златоуста:
«Благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы неблагоразумно; но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Если бы земледелец стал так делать, то справедливо заслуживал бы порицания, потому что камню нельзя сделаться землею, и дороге не быть дорогой, и тернию не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородною землею, и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучною нивою; и терние может быть истреблено и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы»[1].
Вот, оказывается, как! Христос не приговор выносит всему тому большинству, к кому обращено было слово Божие, – большинству, которое этим словом пренебрегло. Христос через притчу о сеятеле обращается к этому большинству с увещанием, чтобы пересмотрело свое отношение к Божию слову и поработало над своей почвой. И вот ведь чудо: когда подобные увещания остаются без внимания, Господь Сам начинает «обрабатывать» эту неблагородную почву, поступая так, как должен поступать опытный земледелец! Я говорю о том, что человеку, не внимающему как должно слову Божию, Господь помогает «обработать» почву – душу, – вспахивая ее разнообразными скорбями и смягчая болезнями. И подобная Божественная педагогика сторицею оправдывает себя. Души «придорожные», к примеру, столкнувшись с тяжкой скорбью, «стряхивают с себя пыль» и становятся чуткими к слову Божиему, обретают веру и вместе с ней утешение в своей скорби. Так, опыт показывает, что нередко родители, похоронившие своих детей, будучи до этого весьма далеки от веры, приходят в храм, начинают участвовать в Таинствах и изучать свою веру. Смерть ребенка порой открывает им путь к Богу и одновременно смысл жизни. Души «тернистые», встретившись с болезнями, очищаются от терний богатств и разнообразных пристрастий, «связывавших» семя, освобождая для него пространство, чтобы расти. Так бывает, например, когда любимчик мира сего, расточительный повеса, столкнувшись с разрушительными последствиями своей беспутной жизни, начинает понимать, как призрачно то, чем он жил раньше. Души «каменистые», испытав реальное страдание, извергают из себя «камни» малодушия и боязливости. Так, человек, попавший в тюремную камеру или на войну, начинает понимать, какими мелкими неприятностями были все те скорби, с которыми он встречался до сих пор, и нужно было просто набраться терпения.
Взгляни на себя
Христианину будет полезно в контексте учения о слове Божием как о семени взглянуть и на самого себя. Не следует полагать, что первая и большая часть этой притчи – о тех, кто за бортом Церкви, а среди нас, церковных людей, речь может идти лишь о том, с каким плодом мы предстанем перед Господом. Не надо так полагать, ибо и окультуренная земля, если будет в небрежении, может быть заброшена камнями и зарасти сорняками. И вот вам простые примеры. Семя, под которым разумеем слово Божие, – субстанция органическая, оно должно жить. В приложении к сердцу человека это означает, что человек должен осмыслять услышанное слово и потом прилагать осмысленное к своей жизни. Итак, представьте себе (а это легко представить), что на Литургии в храме вы выслушали отрывки из Евангелия и Апостола, а в конце еще и проповедь священника, разъясняющую эти отрывки. Если вы, выйдя из храма, хотя бы в течение дня осмысляете то, что было вами услышано в храме, значит, духовное семя вы оставили при себе и пустили его в рост. Но если вы, дойдя до дома, уже и забыли, о чем было Евангелие, то имейте в виду: отдали вы свое семя «птицам небесным», то есть своему врагу. Другой пример. Вы – благочестивый христианин, стремящийся жить по заповедям, исполняющий молитвенное правило и регулярно участвующий в Таинствах. Но однажды приключилась с вами несправедливая и очень тяжкая скорбь. Если признали вы себя достойным скорби и с терпением и благодарностью Богу ее переносите, значит, держите свою «землю» в плодородном состоянии. Если же начинаете унывать и роптать, то отпадаете от веры, ибо ропот во время скорби, по учению святых отцов, есть деятельное отвержение креста Христова. Следовательно, набралась ваша «землица» «камушков» и надо ее почистить и углубить. Ну и последний пример. Вы – практикующий, воцерковленный христианин. Но очень уж занятый по жизни человек. В пять утра уже на работу надо бежать. На работе тоже сплошная беготня. Да и возвращаетесь домой вы чуть не к полуночи. В общем, порой некогда о еде-то подумать, не то что о Боге. Приводит это, разумеется, к тому, что молитвенное правило у вас в основном «Серафимово», на чтение Писания нет ни минутки, не говоря уже о воскресной всенощной – единственный день, когда можно чуть вздохнуть, домашние дела поделать. Если ваша жизнь выглядит примерно так, то вас можно «поздравить»: сорняков на вашей «земле» видимо-невидимо, и вам надо срочно заняться «прополкой», если не хотите остаться бесплодным.
Подобных ситуаций, признаемся, в нашей жизни достаточно, и все они свидетельствуют о том, что в данный момент своей жизни мы не создали благоприятных условий для свойственных слову Божию плодов. А потому нам следует срочно заняться «расчисткой» и «прополкой» «земли» – нашего сердца, – чтобы такие условия обеспечить. Но только что означает эта «расчистка» и «прополка»? Вопрос этот более серьезный, чем может показаться поначалу ввиду «огородной» терминологии. И исходить мы должны из понимания того, что слово Божие в нашем сердце должно быть живо, а если будет живо, то будет и действенно. А живет оно тогда, когда нами постоянно осмысляется. Митрополит Антоний Сурожский где-то сказал, что тот лишь текст становится истинным достоянием человека, который им после прочтения хорошо осмыслен и «вложен» в мировоззренческий «пазл» человека. Поэтому, кстати, процесс размышления над прочитанным должен занимать не меньше, а то и больше времени, чем само чтение, если, конечно, прочитанное того стоит. И это преимущественно должно относиться к слову Божию. Если читать мы его можем полчаса (или даже меньше) в день, то осмыслять прочитанное следует в течение всего дня. Этот процесс, если вновь спроецировать на «огород», подобен подпитке семени в земле. И это первый важный момент в деле обеспечения жизнедеятельности слова Божия в нас. Второй же момент, который мы бы уподобили поливу семени, заключается в следовании тому, о чем прочитали и что осмыслили, в собственной жизни, ибо мы призваны быть не только слушателями слова Божия, но и его исполнителями (см.: Иак. 1: 22). Исполнение этих важных условий позволит слову Божию приносить плод в наших сердцах, и нам останется лишь вовремя извлекать попадающиеся «камушки» и вырывать нечастые «сорняки».
Христова притча о сеятеле, пророчески возвещающая о том, что семя слова Божия в роде человеческом останется преимущественно бесплодным, звучит предостережением прежде всего для нас, христиан. Толкователи притчи сходятся во мнении, что, ввиду подобного пренебрежительного отношения к слову Божию, спасающихся будет мало, ибо спасение человека зависит от его отношения к этому слову. Семя, засеваемое в мире Великим Сеятелем, способно спасти всякого человека. Но для того, кто пренебрежет этим семенем, оно станет орудием его погибели. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8: 15).
по материалам Священника Димитрия Выдумкина