Об Успенском посте

Такой короткий пост, что оглянуться не успеешь – а он уже закончился. Единственный пост в году, посвященный Богородице. Пост строгий, практически как Великий. С Великим Постом его роднит и то, что он, получается, перед «Богородичной Пасхой», как называют еще Успение. Успенский пост оказывается обычно каким-то легким, светлым. Да и в еде строгость – одно название: арбузы, дыни, сливы, яблоки...

Раз пост Богородичный, логично в эти две недели больше молиться Царице Небесной. Самая простая и самая, наверное, древняя молитва нашей Владычице – это «Богородице, Дево, радуйся». В четвертом уделе Пресвятой Богородицы, в Дивееве, у преподобного батюшки Серафима, который от «рода» Божией Матери, эту молитву особенно любят и почитают. На Дивеевской канавке по завету преподобного «Богородице, Дево, радуйся» читают 150 раз. А в ежедневном правиле батюшки Серафима эту молитву полагается непрерывно читать каждый день после обеда, до самого сна[1].

Можно вместе с детьми прикоснуться к этому обычаю удела Богородицы. Например, можно предложить детям читать Успенским постом «Богородице, Дево, радуйся». Но не в виде непрерывного чтения. Скорее, например, в виде такого предложения: кто из детей хочет, может повторять эту молитву каждый день 150 раз подряд. Такое вот особое Богородичное правило на Богородичный пост. Кто не сможет (не захочет) 150 раз – можно 12. Хотя бы три раза подряд прочитать.

Молитва в Дивеево Молитва в Дивеево

Чтобы не забывать об этом чтении, нужно выбрать «время для чтения». Например, во время укладывания на ночь. Малыши вслух читают, или поют, или повторяют эту молитву один раз (так уже через несколько дней выучат ее наизусть). Дети 7–8 лет могут читать молитву по четкам – в кровати, пока не заснут, или по счету, кто сколько сам решит взять на себя. Тому, кто не знает эту молитву хорошо, пишем на отдельном листочке шпаргалку-текст, можно повесить в изголовье кровати.

Не слишком ли это много, не слишком ли сложно для детей – исполнять подобные правила? Сложность своя для каждого возраста, для каждой ситуации. Но это совсем не много – всего 150 раз в день. Или и того меньше – 12 раз, 3 раза. Неважно, какое это будет количество. Важен опыт. Опыт обращения к молитве во всех видах. К молитве личной, своими словами, – обязательно. К общему правилу, что в Церкви, что дома, – обязательно. А в данном случае это обращение к еще одной особенной форме молитвы: к непрерывному повторению короткой молитвы, к молитвенному правилу. В первую очередь это, конечно, Иисусова молитва, но и Богородичная – тоже.

Этот опыт вполне доступен и нам, и нашим детям. И дети младшего школьного возраста, если они растут в православной культуре, не просто спокойно, а очень даже активно воспринимают предложение читать эту молитву сколько-то раз. Тем более если по четкам.

Старец Паисий рассказывал, как святой Арсений Каппадокийский учил детей, учеников обычной сельской школы, фактически «умной молитве»: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – или: «Во имя Христа и Богородицы»:

«Говорил он им и чтобы нарезали кусочки виноградных прутиков, нанизывали на веревочку и делали себе четки (наподобие плетеных четок), чтобы отсчитывать молитвы и поклоны, имевшиеся у каждого в качестве правила, и так ум детей очищался непрестанной молитвой»[2].

Когда мне самой было лет 8–12, я, как и многие мои подруги, любила читать по четкам «Богородицу» или «Иисусову молитву». Что это – пресловутая «горячая детская молитва» или религиозная ролевая игра-подражание? У детей бывает местами первое, местами – второе, а часто и того и другого понемножку. И где чего больше – это уж как сложится у конкретного ребенка. Не стоит, мне кажется, слишком высоко оценивать «перспективы духовного роста» подобной детской молитвенности. Но не стоит и относиться к такому опыту слишком пренебрежительно. Первые шаги на пути к богообщению – это в любом случае драгоценный опыт. На всю жизнь опыт, как бы эта жизнь дальше ни сложилась.

Если мы, родители, мягко предлагаем, активно советуем, но не слишком навязываем, если подобная «культура молитвы» органично вписывается в жизнь нашей семьи, в жизнь наших детей, то и в подростковом возрасте старшие дети спокойно принимают подобные предложения и от родителей, и от старших друзей, и от священников. И эти короткие молитвы-привычки уже сами возникают в голове подростка…

Первые шаги на пути к богообщению – это в любом случае драгоценный опыт

Но особая обращенность к Богородице в этот Богородичный пост может быть, конечно, и совсем другой. Например, мы можем этим постом включить в наше обычное правило, общее и личное, любые другие молитвы нашей Владычице. Что нам ближе, что муж посоветует, на что благословит священник. Можно каждое утро начинать с малого молебного канона Пресвятой Богородице (Параклис). Его можно даже не читать, а петь. Если не утром, то, например, на ночь: помолились коротко все вместе, почитали детям книжку на ночь – и, пока дети засыпают, рядом с ними можно потихонечку петь этот, такой светлый и умиряющий, канон Богородице. Даже не целиком – растянуть его на три дня, например. И детей спать укладываешь, и делаешь молитву родной для них, и сама молишься <…>.

Подготовка к празднику Успения

Подготовка к этому празднику начинается задолго, за две недели. Начинаем поститься – значит, начинаем и готовиться. Готовимся уже тем, что помним о факте существования праздника Успения. Готовимся тем, что особенно, сугубо обращаемся к Богородице все эти 14 дней. Как бы мы ни постились, совсем строго, по-монастырски, или чисто символически, – любой пост оказывается подготовкой, на то он и пост.

Успение – один из самых любимых в России праздников, его называли в старину «Госпожинки». У итальянцев – Madonna (Mia Donna), у французов – Notre Dame, у англичан – Our Lady. А у нас – наша Госпожа, Владычица, Заступница.

Дети спрашивают: почему, когда Господь умер, – это «самый страшный день в году», а когда умерла Богородица – праздник? И это такой важный момент получается. Вроде бы – Плащаница, погребение и смерть. Но это праздник уничтожения смерти, воскрешения. Когда Господь умирал, то Он умирал в страданиях за наши грехи. А Успение Матери Божией – это радость встречи души с Богом, Матери с Сыном. Это не страшное, а долгожданное. Тихое и радостное – до такой степени радостное, что в этом случае самый тяжелый для нас момент, смерть, даже и смертью не называется, но – «успением», засыпанием. Христос встретил и принял душу Своей Матери, а потом воскресил и Тело Ее. Как же это еще называть, как не Пасхой? «Богородичная Пасха». Малая Пасха в самом конце лета.

Это праздник уничтожения смерти, воскрешения

Чтобы рассказать детям об Успении Пресвятой Богородицы, мы можем, как обычно, использовать для наглядности иконы этого праздника. Если есть возможность, можно прийти в храм между службами, найти икону – например, в праздничном ряду иконостаса – или фреску на стене – и рассмотреть это изображение вместе с детьми.

Можно начать издалека: например, рассказать о жизни Божией Матери. О том, как Она жила после Вознесения на небо Своего Сына. О Ее земных уделах-жребиях, о Ее общении с учениками. Этот рассказ при желании можно растянуть на весь Успенский пост – например, если мы каждый день будем читать отрывок из книги о земной жизни Царицы Небесной, то за пост мы как раз что-то освоим.

А можно сразу перейти к событиям праздника. Так же, как и на Благовещение, Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Ей благую весть: на этот раз о том, что Она скоро переселится в жизнь вечную, скоро встретится со Своим Сыном.

В это время апостолы, ученики Христа, проповедовали Евангелие по всему миру. И, чтобы проститься с Богородицей, они были чудесным образом перенесены из самых разных уголков земли в тот дом, где находилась Божия Матерь. И мы можем показать детям на иконе этот момент: апостолы летят по небу в маленьких облаках, или же их несут ангелы.

Успение. Тропарь Успение. Тропарь

Кондак на русском языке Кондак на русском языке

В ожидании встречи со Своим Сыном Богородица молилась. И внезапно все присутствующие увидели неземной свет: это Сам Царь Небесный сошел встретить Матерь Божию. Мы покажем детям фигуру Христа, обычно – в белых одеждах, иногда в окружении ангелов, иногда – в той самой мандорле, с которой дети познакомились несколько дней назад, на Преображение.

На иконе мы увидим, что Христос держит на руках маленькую фигурку, как будто малыша. Это – душа Матери Божией. Вокруг ложа (постели, на которой лежит тело Богоматери) мы видим апостолов. И так много всего – пока разглядываем икону праздника.

Часто на переднем плане мы можем увидеть маленькие фигурки ангела и иудея. Это еврейский священник Авфония, который из ненависти к Матери Распятого Христа попытался опрокинуть гроб с Телом Богородицы. Но ангел Божий отсек этому нечестивому человеку руки. Тогда Авфония раскаялся и получил исцеление.

Что еще мы можем увидеть такого интересного, символического, на иконах Успения?

  • Горящие свечи – они символизируют молитву ко Господу.
  • Кувшин (называется еще «стамна»), вставленный в чашу – один из поэтических символов Богоматери в церковных песнопениях. Эта стамна находилась в ковчеге Завета, в скинии, и в этой стамне хранилась манна – та самая, которой Бог питал иудеев в пустыне. Вот мы и историю Ветхого Завета вспомнили…
  • Красные туфельки – редкая, но очень трогательная и любимая детьми деталь, когда около постели Богоматери изображаются красные башмачки. Этот символ показывает, что Богородица закончила свой земной путь. Эта обувь именно красного цвета, потому что Божия Матерь была из царского рода – рода Царя Давида.
  • Пояс Богородицы – иногда на иконе Успения есть и такой сюжет: Богородица вручает Свой пояс апостолу Фоме.

Дети тоже могут бесконечно долго рассматривать эти изображения, где в каждом сюжете, в каждом штрихе – особенный смысл. Так и наши дети, и мы сами приоткрываем «окно» в другой, горний мир <…>.

Еще в качестве подготовки к празднику мы можем посмотреть паремии – ветхозаветные чтения, которые полагаются на сегодняшний день. Всего три отрывка:

  1. Видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28, 11–17).
  2. Видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43, 27–44:4).
  3. Притчи Соломоновы про Дом и трапезу Премудрости (Притч. 9, 1–11).
    Это точно такие же чтения, как и на Рождество Богородицы, которые будут читаться в храме всего лишь через три недели, 21 сентября. Но в сентябре праздник выпадет на учебный год, когда наши дети, скорее всего, будут загружены, и на подготовку к праздникам у нас будет гораздо меньше времени.

Поэтому можно поступить так: почитать все паремии сейчас, пока каникулы, пока есть свободное время. Почитать на русском языке, найти толкование, объяснение, посмотреть иллюстрации. А на праздник Рождества Богородицы только напомнить детям об этих чтениях. Все будет еще свежо в нашей памяти. И подготовка к празднику Рождества Богородицы окажется повторением и закреплением «изученного» на Успение.

А можно сейчас прочитать две паремии, тогда на Рождество Богородицы останется только одно чтение. Прочитаем хоть что-то – так мы не только познакомим детей с самым что ни на есть серьезным богословием, но и напомним им историю Ветхого Завета. Все в одном: и подготовка к празднику, и изучение Священного Писания <…>.

Величание Величание

Если получится, хоть как-то украсим наш дом. Например, цветами (символ Богородицы, Ее красоты и чистоты). А можно поставить к иконам любую зеленую веточку: в память о том, что архангел Гавриил, благовествуя Божией Матери о Ее Успении, о скорой встрече с Ее Сыном, по преданию вручил ей пальмовую или оливковую ветвь.

В некоторых семьях к каждому празднику подготовлены кружева разных цветов, и к каждому празднику эти кружева меняются. На Успение здесь будет уместен голубой цвет. Конечно, это совсем не обязательно. Зато красиво, празднично и символично. Я сама покрывала на иконах меняю только Великим постом, на Пасху и на Рождество. А к Богородичным праздникам обычно-праздничный вариант: белая скатерть на столе, голубые салфетки. Сделать это просто, а выглядит здорово празднично.

Впрочем, все что угодно – но так, чтобы этот день был виден и осязаем как праздник – так, как мы привыкли встречать в своем доме любые праздники.

Готовим еду на завтра. В этот день заканчивается Успенский Пост, это будет и большой праздничный стол, и разговенье. Иногда я готовлю кое-что даже не накануне, а за два дня. Например, 25 августа составляю список блюд на день праздника, соответственно, список покупок. Тем более что если мы постились, в холодильнике у нас нет больших запасов скоромных продуктов на разговенье.

Богородица остается до скончания века нашей Заступницей и Ходатаицей, нашей Надеждой и Радостью

Кстати, если праздник выпадает на среду или пятницу, пост не отменяется – празднуем с рыбой, пирогами и сластями, а разговляться будем на следующий день. Но подготовить продукты все равно хорошо бы заранее: не поедем же мы по рынкам и магазинам в сам праздник.

Вечером 27 августа в храме совершается всенощное бдение. Во время этого богослужения священники торжественно выносят на середину храма Плащаницу – пелену с изображением Успения Богородицы. При этом обычно Плащаницу украшают целым морем цветов – в основном белых. Мы сможем приложиться к этой Плащанице, когда пойдем с детьми на помазывание. Как когда-то апостолы прощались с Матерью Божией – так прощаемся и мы. Прощаемся, зная, что Богородица остается с нами, остается до скончания века нашей Заступницей и Ходатаицей, нашей Надеждой и Радостью…

День праздника

Утром в день праздника мы приходим вместе с детьми в храм на литургию, причащаемся, еще раз прикладываемся к Плащанице Божией Матери. В некоторых храмах на Успение бывает также крестный ход – Плащаницу Божией Матери обносят вокруг храма. Иногда этот путь Богородичной Плащаницы посыпают цветами. А мы провожаем Богородицу со свечами в руках… Но крестный ход в эти дни – не правило, а просто обычай, и остается на усмотрение настоятеля конкретного храма.

Православные праздники в современной семье : заметки с элементами методического пособия по основам семейной православной культуры / А. А. Сапрыкина. — Москва : Вольный Странник, 2020. — 416 с. : ил.

А пока, в сам день праздника Успения Божией Матери, после праздничной службы мы возвращаемся домой. Нас ждет праздничный стол и, скорее всего, разговение. За столом, чтобы еще раз вспомнить о празднике, можно почитать что-то по теме. Например, слово священномученика Серафима (Чичагова) «Се Мати Твоя». Это о том, что Матерь Божия стала каждому из нас матерью. И, может быть, даже не будем читать эту проповедь вслух за столом, а перескажем ее своим детям. Скажем своими словами о том, что к Пресвятой Богородице мы можем обращаться как к своей родной маме. Праздник Успения, любой праздник Богородицы – наверное, повод поговорить об этом с детьми.

Слова владыки Серафима – и наставление, и утешение для нас, родителей, в день Успения Царицы Небесной:

«Многие ли из матерей сознают и помнят, что их дети – прежде всего дети Божии, что они не только обязаны, но и в силах дать им знание веры, привить им собственным примером искреннюю веру, внушить им страх Божий и привести их ко Христу, а затем, когда молодые люди получают самостоятельность и свободу, нет иного спасения, как всецело отдать их попечению Матери Божией. Родителям остается оберегать своих детей усердной молитвой, при помощи которой и самим приобретать уверенность и спокойствие».

Как еще можно провести этот праздник дома, с детьми? В эти последние свободные дни перед учебным годом попробуем собрать гостей или съездить куда-то всем вместе. А дома мы почти каждый год смотрим видеосюжеты о празднике Успения на Кефалонии. Потому что каждый год, именно в день Успения Божией Матери, на этом греческом острове происходит чудо: в церковь во время литургии приползают ядовитые змеи. Эти змеи ползают по всему храму, забираются на иконы. И люди – только в этот день! – могут спокойно брать в руки этих ядовитых змей. И змеи не причиняют никому вреда. А после службы они уползают из храма и не возвращаются до следующего года. Все это показано в многочисленных документальных фильмах, которые нетрудно найти в сети.

В день Успения Божией Матери на этом греческом острове происходит чудо: в церковь приползают ядовитые змеи

Каждый год это чудо снова и снова приводит детей в восторг. Мы с ними читали и про старца Герасима со львом и, конечно, про преподобного Серафима Саровского с медведем. Но здесь мы можем своими глазами увидеть, как опасные животные по благодати Божией становятся безвредными. Маленькое мгновение райской жизни, где «волк возляжет с ягненком», где «лев будет есть солому» (Ис., 11).

Каждый год на Крещение Господне мы прикасаемся к чуду святой нетленной воды. Каждый год мы видим (хотя бы по телевизору) сошествие небесного Благодатного огня. И вот еще одно чудо – «чудо о животных». И мы можем показать нашим детям, как небо сходит на землю, как Господь «побеждает естества чин», как Он уже сейчас, здесь, на земле, приоткрывает нам двери в Свое Небесное Царство.