Страстная седмица
"Грядый Господь на вольную
страсть нашего ради спасения
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
помилует и спасет нас
яко Благ и Человеколюбец"
Закончился сорокодневный пост. Двуединый Праздник Лазаревой субботы и входа Господня в Иерусалим создал в наших сердцах возвышенное радостное настроение, «и мы якоже отроцы победы знамение носяще», Победителю смерти воспели «Осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне!»
Умилительно видеть как дети прихожан, подобно Евангельским ребятишкам, проходят Крестным ходом вокруг храма с вербами в руках. Усилила ощущение Торжества и трапеза с разрешением рыбы. Но к вечеру Праздник постепенно затихает, священнослужители вновь облачаются в темные одежды – начинается Страстная седмица.
Богослужебные тексты, наполнявшие продолжительные, многочасовые богослужения, покаянный Канон преподобного Андрея Критского, строгие великопостные мелодии и распевы – все это помогало нам как можно лучше очистить свою душу и принести искреннее покаяние.
Однако Страстная седмица – воспоминание последних дней и часов земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – наполнена несравненно более глубокими текстами, написанными выдающимися гимнографами древности и облеченными русскими композиторами в удивительные, неповторимые мелодии, которые помогают благочестивому богомольцу, «отложив всякое житейское попечение», идти вместе со Спасителем Крестным путем на Голгофу, и «сраспинаться и спогребаться с Ним», и чтобы «совоскреснуть с Ним» в Пасхальном торжестве.
Великий понедельник. Великий вторник. Великая среда.
Особое место в Богослужениях первых 3х дней занимают тропарь, который поется в начале утрени: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.»
А так же светилен, который поется трижды после 9й песни Канона:
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
К огромному сожалению все это богатство остается невостребованным большинством наших прихожан – эти тексты читают чтецы на клиросе и священники в алтаре, а христиане занимаются предпасхальными хлопотами и не посещают эти богослужения.
Для примера хочется привести хотя бы одно из этих молитвословий: «Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет Крест прияти, испытания и раны, Пилатом судим. Тем же и от раба ударен быв по главе – вся терпит, да спасет человека».
К счастью, сейчас в XXI веке эти тексты могут быть доступными каждой христианской семье, каждому христианину. Достаточно в интернете в поисковике набрать: «Постная Триодь. Страстная седмица. Великий понедельник, Утреня. Вечерня. и т.д.», и в спокойной обстановке можно погружаться в глубину богословия этих Святых дней, может быть впервые в жизни прикоснуться к этому духовному богатству, заложенному в Церковную сокровищницу Святыми Отцами и Учителями Православной Церкви.
В эти дни неопустительно будут совершаться литургии Преждеосвященных Даров, по чинопоследованию которых во время перенесения Святых Даров поется песнопение: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится.
Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Алиллуиа, Алиллуиа, Алиллуиа.
Великий Четверток.
С этого дня начинается воспоминание самых трагических и одновременно самых великих минут Евангельской истории.
В четверг Христос со Своими апостолами в Сионской горнице последний раз совершил обряд ветхозаветной Пасхи и по окончании которого установил таинство Евхаристии, преподал апостолам Свое причистое Тело и Свою пречистую Кровь.
Обычно накануне, в среду в храмах совершается общая исповедь, а в четверг на Божественной литургии вместо Херувимской песни поется песнопение «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.»
В этот день все христиане приступают ко святому Причащению.
В четверг вечером совершается чтение 12 Страстных Евангелий. По окончании богослужения христиане несут горящий светильник для освящения своего жилища. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: В ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе . Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.»
Особое место в богослужении Великого Четвертка занимает прокимен, возглашаемый перед чтением седьмого Евангелия.
Страстная Пятница
День строго поста. После выноса Святой Плащаницы совершается чин Погребения и подражая праведным Иосифу с Никодимом, христиане с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас» совершают обхождение вокруг храма вспоминая скорбные минуты погребения Спасителя.
Великая Суббота
Когда же наступит Великая и Преблагословенная Суббота, мы вновь поспешим под своды Храма, чтобы выслушать Ветхозаветные пророчества, предвозвещающие будущее всеобщее воскрешение из мертвых. Здесь в центре храма мы совершим поклонение перед Живоносным гробом Спасителя, со смирением и осознанием своего недостоинства, дадим последнее целование умершему за нас «Единому безгрешному», проникнемся сердечной любовью за Его неизреченную милость к падшему роду человеческому. Вершиной всей Страстной седмицы будет песнопение, совершаемое на Литургии вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестикрилатии Серафими, лица закрывающее, и вопиюще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Музыку для этого молитвословия написал композитор – священник протоиерей Петр Турчанинов – это, если будет уместно сказать, шедевр церковно-певческого искусства, это вершина молитвенного предстояния, это невозможно слушать без слез, это музыка ниспосланная с небес.
Пречистая Богородица и жены мироносицы пребывают в неутешном горе, апостол Петр трижды отрекся, другие апостолы в страхе разбежались, тело Христа находится в каменной гробнице, первосвященники поставили печать Синедриона на камне гроба, для охраны была выставлена стража. Казалось, что силы ада торжествовали победу. Но это было призрачным торжеством. Смерть не могла удержать Источника жизни, и в богослужении последнего дня Страстной Седмицы появляется луч наступающего триумфа, наступающего праздника победы Жизни над смертью!
Братья и сестры!
В эти Великие страстные дни постараемся в меру наших сил и возможностей сострадать нашему Господу и Спасителю, пройти крестным путем вместе с Ним и тогда Он по своему неизреченному милосердию сподобит всех нас вкусить радости Пасхи Христовой, Светлого Своего Воскресения, и вместе с ангелами воспеть: «Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити!»