Ты потратил 120 тысяч слов, чтобы помирить своих близких — будет ли это грехом пустословия? Архимандрит Савва (Мажуко) объясняет, почему каждому человеку порой нужно выговориться, как слово облегчает боль и что на самом деле значит грех пустословия, которого всем нам следует избегать.
В моем пионерском детстве один из любимых фильмов, который мы все цитировали, назывался «Свадьба в Малиновке». И одним из персонажей этой картины была Трындычиха. Трындычиху не перетрындычишь, не вытрындычишь.
В драматургии, в литературе, в кино очень часто встречается классический персонаж — болтливая женщина. Почему-то это настолько интересно, настолько универсально, что почти в любой литературной традиции вы найдете такой образ женщины, которая переносит сплетни или очень много говорит. Шумная, эмоциональная. Настоящий фонтан слов.
И для нас этот образ является не только некоторым милым воплощением тех встреч или наблюдений, которые мы встречаем в обычной жизни, но еще и духовной проблемой. Почему?
Многословие или вежливость?
В аскетической литературе неоднократно описывается, обличается или же каким-то образом исследуется грех, который называется длинным словом «пустословие». Казалось бы, для пустословия, для такого греха, как многоречие, многословие, можно было найти слово покороче, но не нашли.
В чем проблема? Почему мы вообще говорим о ней? Ну говорит человек, ну «висит» на телефоне и два часа рассказывает, какие акции в магазине соседнем были. Что тут такого?
Для христианина проблема в том, что есть определенное задание, определенный стандарт, которому ты должен соответствовать. И когда ты в него как-то не втискиваешься, не можешь на него равняться, то испытываешь внутренний дискомфорт.
То есть, с одной стороны, ты видишь эту заповедь, что нужно молчать побольше. Некоторые просто упрощают и говорят: молчи, и все. С другой стороны, ты видишь детей, родителей, родственников, подруг, друзей, с которыми как-то нужно ладить. А чтобы ладить с людьми, с ними нужно разговаривать, общаться.
Так может, это общение и есть пустословие?
Здесь мы вступаем на скользкий путь заблуждений, потому что отождествлять вежливую речь, то, что англичане называют small talk, то есть привитую культурную способность поддерживать разговор, с пустословием — это большая ошибка.
Потому что для святых отцов, которые описывали эту страсть к пустословию, это был технический термин, понятие. То есть это некоторый греховный навык, который нужно держать в узде именно потому, что он приводит к расстройству. То есть пустословие не само по себе опасно или греховно, а потому что оно способствует, например, расколу между людьми.
Например, вы перенесли чью-то новость, из-за этого поругалась ваша подруга с мужем. Вот в чем опасность пустословия. А не в том, что вы много говорили.
Потому что в древнем патерике есть такое известное выражение: некоторые люди целый день говорят, а на самом деле они сутки в своем сердце провели в молчании. То есть количество слов не тождественно объему понятия «пустословие».
27 тысяч слов в день
Кажется, что чем больше ты скажешь слов — это и есть пустословие. Нет, пустословие — это то, что ведет к распре между людьми.
Если вы потратили 120 тысяч слов за час, чтобы примирить близких — это уже не пустословие.
То есть мы, исследуя это понятие, смотрим на ту цель, которую преследовали святые отцы, говоря о вреде или же описывая это особое состояние. Дело в том, что мы сейчас знаем о человеческой эмоциональной жизни гораздо больше, чем знали наши античные или средневековые отцы.
Вот, преподобный Максим Грек в одном из своих трактатов пишет, что известно о страусах следующее. Чтобы вылупился птенец из яйца, страус должен сесть напротив яйца и пристально на него смотреть. Мы сейчас понимаем, что это совсем не так. Но выученный в средневековом училище Максим Грек принял те естественно-научные взгляды и знания, которые были в ходу.
А сейчас мы знаем, что среднестатистическая (не люблю это слово) женщина произносит в день 27 тысяч слов. Это пустословие и многословие? Мужчина произносит на порядок меньше. И он не испытывает нужды в этом. Исследователи говорят, что это естественная потребность.
И кроме того, предупреждают, что женщина не просто может говорить в сутки 27 тысяч слов. Она должна произнести эти слова. Говорят умные психологи, которые десятилетия работают со своими пациентами.
Подумайте над этой фразой. Что значит «должна»? Есть какая-то модальность требования, которая предписывает говорить. Почему «должна»? Потому что, оказывается, так устроена женская психика, что, если женщина не выговорится, возможны мировые скорби. То есть все пойдет прахом.
Это касается не только женщин. И у некоторых мужчин и у детей бывает такая внутренняя эмоциональная конституция. Так устроен человек. Ему нужно выговориться.
Один мудрый врач, который много десятилетий работал со своими больными и много наблюдал, оставил интересные замечания по поводу этих наблюдений. Он говорил, что если к вам пришел пациент, если есть возможность, пусть прием займет не меньше 7 минут.
Почему? Он говорил, что за это время пациент успевает выговориться таким образом, что ему сразу становится легче. Оказывается, есть какой-то эмоциональный нагар, эмоциональная накипь, которую мы снимаем только в слове.
И при этом, еще раз подчеркну, не нужно отождествлять это с пустословием.
Пустословие — это речь, которая в результате приводит к горю, умножает количество боли в мире. Если вы речью поддерживаете разговор, облегчаете душу, это уже не пустословие, этого не надо бояться.
Вот что нужно помнить. То есть человек выговорился и ему сразу полегчало.
Когда исповедь превращается в грех
В юности, когда моя мама начинала жаловаться на жизнь, на маленькую пенсию, на какие-то другие проблемы, то я пытался утешить ее. А потом с возрастом понял, что иногда нужно просто выслушать человека, дать ему выговориться, и она сама находит те точки, на которые можно опереться, утешиться, успокоиться, принять. Она просто выговаривается.
И может быть, этот же самый механизм присутствует в наших исповедях. Именно поэтому исповеди довольно часто превращаются вместо врачевания в настоящее пустословие.
Потому что мы привязали причастие к исповеди, и сейчас, чтобы человек причастился, ему обязательно нужно пойти на исповедь. А говорить особенно, например, нечего.
И вместо того чтобы выговориться, человек имитирует разговор, потому что грехов не успел совершить, да и не хотелось, но для приличия нужно что-то говорить.
Так вот, эта имитация на самом деле на грани профанации. И именно поэтому в Греческой Церкви пошли другим путем. Уже давно развели исповедь и причастие. И чтобы исповедоваться, пережить это событие, человек раз в полгода или в год, или чаще, раз в месяц, едет к своему духовнику и спокойно, вдумчиво, неторопливо (не менее 7 минут) исповедуется, выговаривается и молитвенно просит у Господа прощения за свои грехи. И это отделено от таинства Причастия, чтобы как раз убрать ненужную суету.
И, может быть, мы со временем пойдем этим путем. Хотя русская традиция тоже освящена своим столетним опытом.
Но самое главное — не путайте, друзья мои, пустословие с потребностью выговориться. И необходимостью ладить с людьми. Что невозможно без поставленного навыка общения.