.."Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9,14-31) "..
Синодальный перевод
Об исцелении бесноватого отрока, одержимого духом глухим и немым, рассказывают сразу три евангелиста, один из них Марк. Во всех синоптических (то есть согласных между собой) Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки – Господь совершает это исцеление сразу же после Преображения. На горе Фавор Господь преображается – открывает Свою славу превечного Сына Божьего Своим ближайшим ученикам – братьям Иакову с Иоанном и Петру. Согласно древнему преданию, именно со слов апостола Петра записывал Благовестие Христово евангелист Марк. И в переданном им Евангелии картину исцеления мы видим глазами ученика, который был на Фаворе, а теперь вместе с Учителем возвращается к остальным ученикам и застает их спорящими с книжниками, рядом толпятся люди.
«Что случилось, – спрашивает Господь, – о чем это вы спорите?» Ситуацию для нас разъясняет отец больного отрока, который привел сына к ученикам, но те не смогли его исцелить. И в центре спора, видимо, оказывается вопрос о власти над падшими духами. В век просвещения было принято с недоверием относиться к евангельским рассказам о бесноватых: считалось, что лишь по неразвитости медицины того времени болезни и недомогания приписывались некой злой силе. А в начале XX века была абсолютная уверенность, что очень скоро наука, медицина и психоанализ объяснят нам о человеке все, но человек так и остался тайной, и о духовном мире, мире ангелов и падших духов, мы знаем из Писания и церковного учения. Знаем, что дана Господу Иисусу Христу «всякая власть на небеси и на земли».
«О род неверный, доколе буду с вами, доколе терплю вас», – произносит Господь. И к кому же обращен Его укор? Отцу ребенка? Ученикам? Книжникам? Стоящему тут же народу? Или же он обращен ко всем?
Только что на Фаворе Господ явил Себя в сиянии Своей славы, но Свое величие Сын Божий, став человеком, скрыл завесой Своей человеческой природы, Он, Воплотившись, по слову апостола Павла принял «зрак» – образ – раба. А легко ли было Всемогущему и Всеведущему Богу стать Человеком? Ведь во время Его земной жизни даже ближайшие ученики и последователи часто думали «не о том, что Божие, но о том, что человеческое…» И, может быть, эти укоризненные слова, которые у Матфея и Луки переданы еще жестче: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами (в церковнославянском тексте – «в вас»!), доколе терплю вас?» обращены ко всем нам? Ведь Сын Божий стал человеком «непреложно» – навсегда! И Он доныне пребывает в Своем мире, пребывает в Своей Церкви и, значит доныне нас терпит! Но это значит также и то, что доныне нас милует и нас не оставляет.
Итак, две тысячи лет назад Господь исцелил болящего отрока: Он расспросил отца, а затем повелел духу глухому и немому выйти из отрока и впредь не входить в него. И в центре этой истории, в центре этого исцеления – слова о вере. Те слова, которые произносит отец мальчика, и те слова, которые возвещает Господь: «Если только можешь, – просит отец, – помоги нам».
Конечно, это слова отчаяния, но это слова надежды. И на них Господь отвечает: «Если только можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец восклицает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
Конечно, вера здесь – это не слепая самонадеянность – не уверенность в своих слабых силах. Вера – это доверие Богу, Которому возможно все. Такая вера предполагает обращенность к Богу – молитву. И неслучайно поэтому, что, оказавшись наедине со Своим Учителем, смущенные ученики спрашивали, почему же они не могли сделать то, что сотворил Он, – исцелить больного, то Господь отвечал им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».
Это Евангельское зачало – этот евангельский отрывок звучит в Церкви во время Великого поста в четвертый воскресный день, который посвящен памяти преподобного Иоанна Лествичника. «Лествица» означает «лестница», и свое имя святой Иоанн получил по названию своей книги, в которой описал деятельное – аскетическое – восхождение от греха к добродетели, от земли на небо. И, конечно, время Великого поста и есть то время, в которое мы должны стать ближе к Богу, должны избавиться от того, что отделяет нас от любви Христовой.
Без всякого сомнения, до сих пор человечество обуреваемо теми же болезнями, о которых так ярко говорят евангелисты. И одержимым глухим и немым духом оказывается не только тот бедный отрок, но и все те люди, которые не хотят ни слышать, ни знать Евангелие, и, не имея возможности и желания обратиться ко Христу, они вдобавок оказываются еще и духовно немыми – им нечего сказать Богу! И о таком духовном заболевании еще в Ветхом Завете говорит Господь через пророка Исаию, а затем, по Воплощении, уже Сам повторяет эти слова: «Услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Истинно, Христос может исцелить нас, ибо Он есть истинный Бог, Которому возможно все! Но это предполагает обращенность к Богу, молитву к Нему. И иногда человек может обращать к Богу тот вопль, который приносил отчаявшийся отец больного мальчика: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И все мы можем молиться Богу теми словами, с которыми обращались к Нему Его ученики и апостолы: «Господи, умножь в нас веру».
Аминь.