Евхаристия - главное благодарение Богу

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Сегодня в Евангелие мы слышали историю об исцелении десяти прокаженных. Проказа — страшная болезнь. Проказа и телесная, и духовная — одно из самых тяжелых крестов для человека. Ко Христу приступили десять прокаженных, и громким голосом говорили: «Иисус, наставник! Помилуй нас!» И Господь послал их к священникам. Одной из обязанностей священника было свидетельствовать об исцелении прокаженного; когда он исцелялся, он шел к священнику, и священник подтверждал это. И пока они шли, то исцелились. И вот только один из десяти человек, и то иноплеменник, иноверец вернулся воздать славу Богу, отблагодарить Христа за избавление от болезни.

И Христос спрашивает: «Не десять ли очистились? Где же девять?» И говорит этому самарянину: «Иди, вера твоя спасла тебя» (см.: Лк. 17, 11–19).

Это Евангельское повествование говорит нам о спасительности нашей благодарности к Богу. К сожалению, люди неблагодарны и злы, и чем дальше продолжается история человечества, тем все неблагодарнее они становятся. И не только неблагодарными по отношению к Богу, но и к ближнему: даже на элементарном уровне мы видим, как люди, которым было оказано какое-то благодеяние, помощь, не помнят этого.

Как мы предаем друг друга и платим друг другу неблагодарностью и злом. Ученики забывают о своих учителях, люди, достигшие какого-то положения во власти, забывают о тех, кто их привел туда, кто дал им знания, кто им благодетельствовал, и это повсеместно.

Самое страшное, что таким образом мы оказываемся неблагодарными не только по отношению к ближнему, но и к Богу. Нельзя наплевать на ближнего, забыть о нем и при этом думать, что мы проявляем благодарность к Богу. Нет, одно не отделимо от другого. Люди, которые думают жить за счет других или пользоваться чужим трудом и снискать себе таким образом славу, не просто ошибаются, они грешат и против Бога тоже. Об этом сегодня нам стоит задуматься, посмотреть на свою собственную жизнь.

Как же мы можем быть благодарны Богу? В первую очередь участием в Евхаристии. «Евхаристия» переводится как «Благодарение», и во время литургии мы, внимательно слушая слова молитв, и сами молимся: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим». Мы пришли благодарить Бога. С одной стороны мы соединяемся с Ним, получаем великие блага, дары, и в этом есть наше благодарение настоящее. Господь и исцеляет нас, и учит Его благодарить и пребывать с Ним в любви и единении.

Сейчас для этого особое время, благодатное, Рождественский пост. В то же время мы сейчас входим в полосу очень сильных искушений. Приближается безумное предновогоднее торжество, которое сопряжено с обильным возлиянием, объедением и потоком совершенно тупой развлекательной информации, который десятилетиями обрушивается на сознание наших сограждан: одни и те же лица, одни и те же идиотские шутки, пошлые песни — бессмысленная попытка создать какую-то деланную радость. Люди уже сами изнывают от этого, устали, не могут уже это все воспринимать, но все это продолжается и продолжается. Нередко это настоящая мука для христиан.

Объединение в деланной радости — это своеобразная псевдолитургия. Все это всеобщее феерическое шоу, это беснование, мнимая радость, тоже представляют собой попытку совместного служения, но для многих непонятно чему.

Конечно, во всем этом немало искренних людей, которые просто желают ближним добра, мира, счастья в наступающем новом календарном году. Мы не должны надевать на себя маски какой-то такой злобной ревности, а должны отвечать им с любовью, но в то же время мы можем противопоставить потоку безумия свою любовь и благодарение Богу. Пусть кто-то радуется телесно, пьет, ест, пляшет, а мы в это время будем благодарить Бога за его благодеяния и объединяться в молитве, в причастии, в Евхаристии.

Сегодня апостол замечательные слова сказал: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13).

Эти замечательные слова должны стать для нас в эти дни просто правилом для жизни: мир, благость, долготерпение, милосердие — вот чего ждет от нас Господь, это и будет настоящее благодарение, которое является для нас спасительной и путеводной звездой на пути в Царствие Небесное.

Аминь.