Духовная жизнь обновляет телесные силы
Старец Силуан Афонский Откроем книгу «Старец Силуан Афонский», написанную архимандритом Софронием (Сахаровым). В конце третьей главы отец Софроний пишет о старце:
«До конца своей жизни, несмотря на упадающие силы и болезни, он сохранил привычку спать урывками».
Как в других житиях святых, так и здесь мы видим, как парадоксальна жизнь подвижников. Несмотря на то, что конец земной жизни старца Силуана уже приближался и его телесные силы были исчерпаны, а болезни увеличились, в нем еще жил дух подвижничества и молитвы. Святые отцы говорят, что когда человек подвизается и преуспевает в духовной жизни, тогда через Божественную благодать он получает обновление телесных сил. Поэтому иногда мы замечаем, что люди, которые, как нам казалось, должны были быть слабы телесно, во время молитвы или во время совершения дел во славу Божию, например когда необходимо проповедовать слово Божие или раскрыть волю Божию, получают обновление своих сил. Об этом говорит и Давид в псалмах: Обновится яко орля юность твоя (Пс. 102: 5).
Вспоминаю старца Порфирия, который был настоящим собранием болезней. Более больного человека я в своей жизни не встречал. Он очень остро переносил все изменения погоды, атмосферы, так что оказывался почти при смерти. Однажды, помню, мы плыли на Афон, и на корабль его внесли на носилках. Я, честно говоря, когда его увидел, да еще завернутым в одеяло, подумал, что он мертв. Но тут к нему подошел один иеромонах из Нового Скита и говорит: «Геронда, мой отец очень болен». Отец Порфирий сразу же открыл глаза и стал говорить про отца этого иеромонаха, рассказал все про его жизнь, про его деревню, какой болезнью он болеет, какие лекарства принимает, какие у него симптомы и что нужно сделать, чтобы излечиться. То есть отец Порфирий, помогая этому иеромонаху, сам воспрял от своей немощи. Такие примеры из жизни людей говорят о том, что Божественная благодать может упразднить любую человеческую немощь или болезнь.
На Святой Горе жил один старец, отец Георгий, который был последним учеником великого афонского подвижника геронды Хаджи-Георгия. В 1976 году к нему в келью проникли воры и обокрали его. Вдобавок ко всему они еще и жестоко избили этого немощного 90-летнего старика. Он был весь в крови, в ранах и увечьях. Когда воры уходили, они решили его связать. Тогда отец Георгий попросил их привязать его к стасидии в церкви и зажечь свечу, чтобы он мог читать службу, пока его утром не обнаружат другие монахи. Теперь вообразите себе: 90-летний старичок, весь больной, к тому же так сильно избитый, имел лишь одно желание: чтобы его привязали к церковной стасидии и он мог бы всю ночь молиться.
Жестоко избитый, этот старик имел одно желание: чтобы его привязали к стасидии и он мог бы всю ночь молиться!
Пример этих старцев потрясает. Будучи телесно изнуренными, бессильными или полумертвыми, в молитве они приобретают некую юношескую бодрость. Эту силу дает им молитва, ведь благодаря молитве человек ободряется. Не знаю, замечали ли вы когда-нибудь, что если бодрствовать всю ночь, молясь, то вы не устанете так сильно, как устали бы, если провели ночь, смотря телевизор или предаваясь пустым разговорам. Молитва может доставить небольшое телесное утомление, но оно очень быстро проходит. В конце же останется лишь расслабление, которое распространится и на тело, и на душу. Поэтому мы видим, что многие святые люди до конца своих дней сохранили эту привычку молитвы. И я сам вспоминаю эти живые примеры старцев, которые все ночные часы проводили в молитве без устали и ропота. Они боялись упустить хоть малейший момент из службы, а их юношеская бодрость жаждала, чтобы служба продолжалась бесконечно.
Не мы направляем дух молитвы, но Дух Божий направляет нас
Далее мы читаем:
«У него оставалось много времени для уединенной молитвы; он постоянно молился, меняя, в зависимости от обстановки, образ молитвы, но особенно усиливалась его молитва ночью».
Когда человек потрудится и молитва станет его частью, тогда монотонность проходит и уже сама молитва учит человека, как надо молиться. Молитва то преобразуется в прославление Бога и тогда сердце ликует о величии Божием, то превращается в покаяние, то становится болью за весь мир. Каждый раз это могут быть разные ипостаси молитвы, в зависимости от нужд души в данный момент. Поэтому в молитве человек никогда не становится учителем, но сама молитва учит нас молиться. Как говорил апостол Павел: мы не знали, как молиться, но Дух Божий, Который в нас пребывает, вопиет: «Авва, Отче!» (ср.: Гал. 4: 6). И здесь вы видим, что молитва – это не человеческое изобретение, не мы направляем дух молитвы, но Дух Божий направляет нас. Получается, что Сам Бог научает душу и дает ей то, что считает необходимым, а человек в этот момент должен пребывать в роли ученика и дать возможность действовать Богу, а не своей воле.
Еще хочу сказать о пользе ночной молитвы. Она полезна настолько, что в монастырских стенах очень часто день упраздняется в пользу ночи. В монастырях распорядок дня бывает построен так, что в течение дня монахи имеют возможность отдохнуть, поспать, чтобы потом бодрствовать на протяжении ночи. Если человек научится употреблять ночное время для молитвы, тогда, как говорит авва Исаак, «взойдет яркий свет в душе человека от ночной молитвы». Темнота ночи станет Божественным светом внутри души человека.
Есть монастыри, в которых распорядок дня предполагает дневной отдых один или два часа, чтобы вечером можно было больше времени посвятить молитве. Я думаю, что такой распорядок могут применять и миряне в своей жизни. Я даже знаю людей, семьи, которым удается это реализовать. В течение дня они находят пару часов для отдыха, а вечером, как только окончат все свои дела, предаются молитве. Это очень полезно, и я вам советую попробовать.
О важности совместной домашней молитвы
В Салониках я был знаком с семьями, тесно связанными со Святой Горой Афон, которые вместо того, чтобы в конце дня устраивать вечеринки в своих домах и веселиться, устраивали вечера молитвы. Например, они звонили своим друзьям и говорили: «Приходите сегодня в девять для совместной молитвы». Как мы, монахи, навещая друг друга в каливах на Афоне, совершали всенощные бдения, так и эти люди совершали всенощные бдения у себя дома. Ведь не обязательно молиться только в храме, можно самостоятельно совершить службу в своем доме. Это очень просто и очень эффективно. И вот они так собирались, например, часов в десять вечера и начинали читать сначала повечерие, потом акафист Пресвятой Богородице, потом молебен, полунощницу, утреню, другие молитвы, и так в два-три часа они оканчивали свое молитвенное бдение, могли напоследок еще выпить по чашечке чая и расходились по домам. Таким образом, люди свои мирские встречи претворяли в молитвенные вечера. Вместо того чтобы играть в карты или заниматься еще какой-нибудь ерундой, они совместно молились.
Так эти люди свои мирские встречи претворяли в молитвенные вечера
Я знаком с одной многодетной семьей в Салониках, где все шестеро детей стали монахами и монахинями. Эти чада с детства участвовали в домашних всенощных бдениях, которые устраивали их родители. Их мама, часто посещавшая старца Паисия, когда он приезжал в Суроти, целый дом превратила в монастырь. Каждый день в полдень все женщины из этой многоэтажки собирались в холле и совершали молебен, а по вечерам устраивали всенощные бдения – то в одной квартире, то в другой, где молились вместе со своими семьями. Они отказались от телевизоров и сплетен ради молитвы.
Попробуйте и вы посвящать свое вечернее время молитве – это совсем не сложно. Возьмите какую-нибудь церковную книгу с молитвами, например Часы, или Псалмы Давида, или Минеи, и попробуйте помолиться хотя бы в течение часа, и вы увидите, какую пользу и умиление приносит вам молитва и какие изменения претерпевает душа после молитвы. А если же на следующий день вы собираетесь приступить к причащению Святых Таин Христовых или к другим Таинствам, тогда еще дольше нужно потрудиться в молитве, чтобы благодать, которую мы получим в Таинстве, умножилась.
Однако будьте внимательны, чтобы не навредить своей душе. Например, если мы решим подвизаться в умной молитве без духовного наставника, тогда мы рискуем быть обманутыми нашим воображением и оказаться в болезненном состоянии. Лучше всего взять благословение у духовника, чтобы он сам нам подсказал, какой распорядок молитвы нам подходит, и определил те церковные молитвы, которые нам стоит читать. Начинать нужно именно с тех молитв, которые установлены Церковью, а у нас такое разнообразие молитв: это часы, вечерня, повечерие, акафист Пресвятой Богородице, полунощница, утреня. Можно молиться часами. Поэтому советую приобрести эти книги, изучить их и учиться по ним молиться. И как только вы втянетесь, вы поймете, что уже не сможете без молитвы. Я знаю людей, который берут молитвословы с собой в автобус, в поезд, в самолет и читают всю дорогу.
В Салониках я был знаком с семьей врачей, которые организовали в своем доме маленькую молитвенную комнату и там всей семьей собирались и совершали все службы, как на Афоне, проводя многие часы в молитве. Например, они вставали в три-четыре часа утра, совершали полностью все положенные службы, потом шли по своим делам, на работу, а по возвращении домой служили вечерню, повечерие и акафист. Также иногда они приглашали к себе пять-шесть человек и совершали всенощное бдение.
Когда в семье есть свое молитвенное правило – это большое благословение для семьи. Если бы вы знали, как сильно это влияет на маленьких детей. Когда ребенок видит, как молятся его папа, мама, братья и сестрички, он сам научается молитве, и нет лучшей терапии для души ребенка.
Когда ребенок видит, как молятся родные, он этим научается молитве – и нет лучшей терапии для его души
Что бы плохого ребенок ни увидел и ни пережил в течение дня, все пройдет благодаря совместной вечерней молитве. Неправильно говорить ребенку: «Иди в cвою комнату и помолись». Как же он будет молиться, если никогда не видел, как молятся его родители? Вырастая, этот ребенок оставит молитву, потому что его родители не молились или он не видел, как они молятся.
Через образ молящихся родителей возрастает и авторитет родителей в глазах детей. Помню, когда я жил в скиту на Афоне, приехал туда один молодой человек, студент юридического факультета. Будучи убежденным атеистом, он мне сказал: «Ты знаешь, отче, я всё отверг: Бога, Церковь, священников, духовников, я уже ни во что не верю. Единственное, что я никогда не отвергну и не смогу забыть, – это образ моей молящейся матери, которая стояла на коленях, и когда я засыпал, и когда просыпался. Именно благодаря этому образу я никогда не мог ей перечить, спорить с ней или ругаться. И даже сейчас я приехал на Афон, потому что этого хотела моя мама». Это яркий пример, как мать своей молитвой смогла повлиять на свое чадо. Она не донимала его постоянными нравоучениями: «Не делай то, не делай это…», что привело бы только к сопротивлению, но учила его своим примером.
Или возьмем, к примеру, семьи, которые всю жизнь ругаются. Причем часто, без особо веской причины, так, по мелочам, из-за своего эгоизма. Но как только эти семейные пары по благословению духовника начинают ежедневно приступать к совместной молитве, скандалы утихают и в доме восстанавливается мир. В монастырях после вечерней службы все монахи коленопреклоненно просят прощения друг у друга за то, что произошло в течение дня, затем прикладываются к иконам, берут благословение игумена и отправляются по своим кельям продолжать молитвенный подвиг. Если семье удастся применить эту практику в своем доме и каждый перед сном будет просить прощения у другого, то такая семья обязательно будет жить в мире.
Если каждый перед сном будет просить прощения у другого, то такая семья обязательно будет жить в мире
Вы должны понять, что без молитвенного правила не получится преуспеть в духовной жизни. Один старец говорил: «Когда миряне тебя спрашивают: что делать, ты им отвечай: молитвенное правило». Поэтому у каждого должно быть свое молитвенное правило. Попробуйте впустить молитву в свою жизнь, это очень просто! Вместо того чтобы приглашать подруг на кофе, пригласите их для совместной молитвы, послужите вместе молебен или вечерню, а потом можно и кофе попить. Все это возможно реализовать не только в монастырях, но и в миру; я лично знаком с такими людьми и видел, какую пользу приносила им молитва.
В Салониках я знал одного водителя автобуса, который вместе с кондуктором совершал вечерню, часы, молебен. Например, кондуктор читал основной текст службы, а водитель произносил возгласы. Мы иногда, шутя, спрашивали их: «Это автобус или монастырь на колесах?» И знаете, в этом автобусе поистине присутствовала благодать, которую ощущали все, кто в него заходил.
Посвятите ночь молитве!
«Тогда молился он за живых и усопших, за друзей и врагов, за всех», – читаем мы далее.
Когда дух молитвы укрепится в человеке и душа его насытится молитвой, тогда приходит настоящая молитва, через которую человек способен принять на себя все тяготы этого мира. Такая молитва способна покрыть всех – живых и мертвых, друзей и врагов, весь мир. Один молящийся человек становится всемирным благодетелем.
«Что же мыслил, что переживал, что говорил он Богу в долгие ночи молитвы за мир?»
Никто не может знать и не может описать той полноты сердца, которую обретает молящийся человек. Даже ему самому это не под силу. Присутствие Божие во время молитвы настолько ощутимо и тайны Божии настолько поражают тебя, что описать одну ночь молитвы просто невозможно. Это как целая жизнь!
Присутствие Божие во время ночной молитвы так ощутимо!
Взяв молитвенник или четки, попробуйте провести всю ночь в молитве, и тогда, благодаря покаянию, прославлению, благодарению, свободе, любви к миру, всем тем чувствам, что испытывает молящийся, вы по-настоящему поймете, что значат такие понятия, как «человек», «мир», «Бог», «любовь», «радость». Бывает, идешь по городу и видишь афишу: если вы хотите провести самую незабываемую ночь в этом декабре, приходите на концерт такого-то артиста из Греции. На самом же деле за этой рекламой скрывается совсем другой смысл: приходите к нам, мы возьмем ваши деньги, чтобы хорошо жилось нам и нашему артисту. Поэтому если вы по-настоящему хотите провести самую незабываемую ночь в своей жизни, то посвятите эту ночь молитве. Эти ночи бесконечны, неустанны, я даже не могу найти слова, чтобы их описать.
Помню, на Афоне отец Паисий рассказывал про старца Арсения, сподвижника старца Иосифа Исихаста. Тогда у них в монастыре было правило молиться до двух-трех часов ночи. Эти старцы на протяжении всей своей жизни каждую ночь проводили в молитве. На тот момент отцу Арсению было 75 лет. Он жил в очень маленькой келье с одним окном, которое одновременно служило и входом в келью, потому что дверь там отсутствовала. Каждый вечер отец Арсений, прислонившись к окошку, начинал молиться. Молодые братья, окончив молитву, отдыхали два-три часа, а на рассвете вставали и шли на послушания. И вот утром подходят они к окну отца Арсения и видят, что он еще молится. Он их спрашивает: «Что случилось?» Ему говорят: «Надо идти на послушания». «А что, уже рассвело?» – спросил отец Арсений. Представляете, он даже не заметил!
Или был еще один старец из Нового Скита, который все повторял, что скоро настанет Второе пришествие. Его спрашивают: «Почему должно наступить Второе пришествие, отец Ефрем?» «Разве вы не читали, – говорит он им, – что настанет время Второго пришествия, когда дни и ночи станут короче?» – «Так разве они стали короче?» – «А разве нет? Я только начал молиться – и вот уже рассвело». То есть он молился и не замечал, как проходила ночь, и думал, что ночи сократились.
Как-то отцы, которые жили по соседству с отцом Паисием, рассказали такой случай. Однажды во время ночной молитвы в его келье просиял нетварный свет, и отец Паисий подумал, что уже взошло солнце. Он быстренько вышел, пошел в соседнюю каливу и спрашивает: «Отче, сколько сейчас времени, почему так быстро рассвело?» – «Какой рассвет?! Сейчас два часа ночи, отче», – услышал он в ответ. А он видел лишь свет повсюду и думал, что уже настал день.
На этих примерах я хочу показать вам, что тайны Божии открываются через ночную молитву. Один час ночной молитвы равнозначен пяти часам молитвы днем. Поэтому ночь – это большое богатство. Вам, христианам, которые ходят в церковь и слушают слово Божие, подобает совершать ночные молитвенные стояния, потому что именно ночью активизируется враг рода человеческого, чтобы погубить души людей через всевозможные развлекательные центры, клубы, телевизор и т.п.
«Примером таких молитв могут служить некоторые записи старца; они дают возможность весьма большого приближения к этой тайне души ушедшего от нас святого мужа».
Как я уже говорил выше, ту наполненность, которую переживает душа молящегося, познать невозможно. Святой Иоанн Лествичник ставит вопрос: «Кто может познать ум молящегося человека?» Никто. Только Бог. Даже диавол не может спуститься в глубины ума человеческого. Эта такая глубина присутствия Божия, что никто не может этого ни познать, ни описать. Как-то святой Григорий Палама на одном из собраний выступал с докладом о молитве. Его попросили описать этот опыт. Он стал рассказывать, говорил-говорил, а потом в конце добавил: «Сколько бы мы ни пытались описать состояние души во время молитвы, сделать это невозможно».
Я вам уже не раз говорил, что мы получили особое благословение от Бога, когда стали православными христианами. Ведь наша Церковь обладает богатейшим опытом молитвы, в отличие от западных церквей, которые молитву заменили добрыми делами. Запад пренебрег молитвой и теперь оказался незнаком с тайной жизнью в Духе Святом, а Евангелие из духовной книги претворил в свод нравственных законов. Теперь западная церковь вместо того, чтобы производить молящихся людей, производит хороших социальных работников. И от священника там ждут, что он будет социальным работником, а если не будет, тогда он ничего не стоит. Однако наша Церковь совсем иначе смотрит на человека: человек ценится за молитву, а не за добрые дела. Никто не говорит, что добрые дела не нужны, – нужны обязательно и должны совершаться, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). Я скажу так: добрые дела – это листья дерева, а плод дерева – это молитва и Божественная благодать.
8 июля 2019 г