Священник Спиридон Василакос родился в городе Пирее. Окончил богословский факультет в Афинском университете. В 1995-м году рукоположен в диакона, а в 1998-м году – в иерея. В настоящее время служит в храме Св. евангелиста Луки в Тивеи, руководит местной церковной радиостанцией.

 

 

Не мешайте ему стать Пападиамантисом

– Юноша говорит своей матери, что он не хочет жениться. Он в хороших отношениях со своими родителями. Что в этом случае должна сделать мать? Я считаю, что мать обязательно должна вмешаться и помочь сыну. Затем пусть он решит, что будет делать дальше. Ему 30 лет, окончил университет в Англии, и он уже вполне «созрел» для того, чтобы жениться.

– Наш народ с помощью мифов, сказок и народных песен выражает великую истину, которая гласит: «Насильно мил не будешь». Я считаю, что первый шаг – это понять, в какой ситуации находится человек. Это очень важно. Святой Иоанн Златоуст говорит, что не все люди должны связывать себя узами брака и не все люди должны уходить в монастырь: каждый человек имеет определенный жизненный путь, достаточно, чтобы этот путь вел его к спасению.

Я хочу рассказать вам об одном случае из жизни Пападиамантиса (Александрос Пападиамантис – известнейший греческий писатель – справка русского переводчика.). Отец Александроса, Диамантис, был священником. У него было три сестры. Несмотря на свои юные годы, Александрос был очень зрелым юношей. Его зрелость бросалась в глаза. И вот однажды, когда Александросу было 18 лет, его отец, пригласил на обед местного епископа и нескольких священнослужителей. Вся семья вместе с гостями села за стол. Когда они обедали, епископ посмотрел на него и сказал ему:

– Александрос, недавно тебе исполнилось 18 лет, ты умный и грамотный человек. Давай, дитя мое, мы тебя женим!

В то время люди молодыми женились. Незамужняя 20-летняя девушка уже считалась старой девой.

Пападиамантис опустил голову, воцарилась полная тишина. В какой-то момент он поднял голову и твердо сказал:

– Я, ваше высокопреосвященство, не хочу жениться!

Его близкие стали неодобрительно перешептываться между собой. Владыка попытался успокоить домочадцев. Поскольку Александрос не хочет жениться, то он предложил юноше следующее:

– Хорошо, Александрос, если ты не хочешь жениться, то тогда давай тебя пострижем в монахи. В нашей епархии есть прекрасные монастыри, станешь иеромонахом, и все будет прекрасно!

Пападиамантис продолжал сидеть с опущенной головой. Все в полной тишине ждали его ответа. Юноша поднял голову и произнес:

– Ваше высокопреосвященство, я не хочу быть монахом!

За столом снова разнеслось перешептывание, которое переросло в неодобрительный ропот. Он не хочет жениться, не хочет стать монахом, кем же он собирается стать? Отец кусал губы, мать строго смотрела на сына, сестры смутились, епископ покраснел. Владыка должен был как-то разрядить обстановку, и он спросил юношу:

– Ладно, дитя мое, ты не хочешь жениться, ты не хочешь стать черноризцем, кем же тогда ты собираешься стать, чадо?

Наступило глубокое молчание. Пападиамантис поднял голову и произнес:

 

– Я, Ваше высокопреосвященство, хочу стать Пападиамантисом!

 

И он стал тем, кем хотел стать. Это означало, что Александрос был зрелым человеком. Он оценил свои способности, знал, кем может стать, а кем не может стать. Он выбрал свой жизненный путь, и по этому пути он пошел. И что он сказал, то и произошло. Здесь мы видим зрелость мысли и ответственность юноши.

Я расскажу вам, что мы думаем по этому вопросу здесь, на острове Санторини. Мать знает, насколько зрелый человек ее сын. Я считаю, что ей необходимы две вещи – молитва и рассудительность. Мать молится Богу, чтобы Он указал путь, по которому юноша пойдет и будет проявлять свои способности и умения, будет творить, преуспевать, развиваться и духовно спасаться. Это должна сделать его мать. Учитывая возраст своего сына, пусть она все это скажет не ему, а Богу. Пусть она отнесется к нему очень внимательно. Я скажу вам и еще что-то: иногда мы подталкиваем людей к тому, что им не подходит, и затем получаем трагические результаты.

– Батюшка, это духовное чадо – очень хорошая девушка!

– Хорошая!

– Ну, и этот парень – очень хороший парень!

– Хороший!

– Давайте что-нибудь сделаем, чтобы помочь им?

Я отвечаю:

– Да, она хорошая девушка, да, он хороший парень. Но вы об одном не подумали.

– О чем, батюшка?

– Подходят ли друг другу эти два хороших человека?

Возможно, они не подходят друг другу. Мед тоже хороший продукт, но ты не положишь его в соус, а намажешь на ломтик хлеба.

Научите человека быть ответственным и самому делать свой выбор. Я думаю, что это самое лучшее решение данного вопроса.

К вам приходит молодой человек, который решил не связывать себя брачными узами, и неправильно будет, если вы ему посоветуете жениться. Он пришел к вам, и вот вы ему говорите:

– Женись!

Здесь все очень просто. В этом случае следовало бы сказать следующее:

– Дитя мое, ты уже зрелый человек, знаешь свои силы, знаешь другого человека, перекрестись и прими решение. В этом случае я плохой советчик.

Таким образом, ты говоришь юноше:

– Возьми на себя эту ответственность.

Важно научить людей ответственности. Я не возьму на себя его ответственность. Потому что иначе завтра он придет и скажет мне:

– Вот, отец Спиридон сказал мне, что она хорошая женщина, и посмотрите, как я мучаюсь с ней! И мои родители заставили меня на ней жениться!

Если ты готов, вооружись Божьей благодатью и смело вступай на семейный путь

Нет. Послушай, жизнь тяжелая, тебе нужна Божья благодать, она тебе необходима, так что ты должен бороться, ты готов бороться? Готов ли ты сталкиваться с разными ситуациями и преодолевать трудности? Сейчас ты на все смотришь по-другому, ты еще не вступил на свой брачный путь, ты еще находишься в безопасной пристани, но когда ты выйдешь в открытое море, тебя настигнет буря. Готов ли ты к этому, дитя мое? Принимаешь ли ты этого человека со всеми отрицательными чертами его характера? Не смотри на одни только достоинства. Если ты готов, подумай, осени себя крестным знамением, вооружись Божьей благодатью и смело вступай на семейный путь. Но будь осторожен: ты капитан, на тебя лежит вся ответственность.

Я думаю, что это наилучшее решение данного вопроса.

Любите ли вы еще друг друга?

– Нужно ли нам дружить и доверительно общаться с детьми, и, прежде чем это делать, не должны ли супруги, прежде всего, сблизиться между собой? Потому что я часто замечаю, что сегодня много семейных пар, включая и нашу семью, обычно говорят лишь о бытовых и финансовых проблемах, а не о том, что может сплотить и укрепить семью.

– Я, наверное, чего-то не понимаю. Я говорю молодым людям, которые приходят ко мне:

«А ну-ка, люди, скажите мне, когда вы впервые встретились, когда познакомились, о чем вы разговаривали, о чем дискутировали?»

Я не думаю, что вы говорили только об бытовых проблемах, о том, куда пойдете и что купите в супермаркете. Да, это хорошо и правильно, что вы обсуждаете такие вопросы, это нечто необходимое, но разве тогда вы говорили исключительно об этом? Они отвечают мне:

– Нет.

– А о чем же вы говорили?

Прежде чем сблизиться с детьми, ты должен сблизиться с женой

Например, вы говорили, что любите друг друга. Сегодня вы об этом говорите? Что изменилось? Любите ли вы еще друг друга? То есть теряется общение со своей половинкой, и логично, что в этом случае теряется контакт и с детьми. Святой Иоанн Златоуст, великий подвижник, не был женат, но тем не менее имел отцовское чувство, которое он испытывал к людям, вникал в проблемы семей, помогал родителям найти подход к своим детям. Прежде чем сблизиться с детьми, ты должен сблизиться с женой. Святой Иоанн говорит:

«Будешь общаться со своей женой и говорить ей нежные и красивые, наполненные любовью слова. Ты скажешь ей:

– Я люблю детей, потому что это твои дети!

Таким образом, ты проявляешь почтение к ней, поднимаешь ее на пьедестал, потому что, когда есть такие прекрасные и нежные отношения, эта нежность будет изливаться на твоих детей».

Вот так. Потому что дети, простите меня за эти слова, страдают вместо того, чтобы радоваться отношениям своих родителей.

Путь, который приведет меня в Рай

 

– Я обыкновенная мать и хотела бы спросить о чем-то очень неприятном и происходящем в нашей повседневной жизни. Что происходит, когда в браке один из супругов начинает изменять и тем самым навязывает иную модель поведения в семье, которая не является христианской? И в этой семье есть ребенок-подросток. Здесь я хочу отменить, что в нашей школе почти все дети воспитываются разведенными родителями. Не предвещает ли это будущее подрастающего ребенка? Что происходит с ребенком, когда он видит все происходящее в своей семье? Не причиняет ли это ему боль и не кровоточит ли его сердце от скорби?

 

– Я считаю, что когда живешь в Церкви, то не видишь ничего неприятного. Почему? Потому что то, что проживаешь, является крестом, который в конечном счете становится перспективой и опытом, и из него ты получаешь представление о воскресении из мертвых. Здесь нет нечего неприятного. В Церкви мы учимся превращать рану (πληγή) в источник (πηγή). Давайте, не будем забывать о прободении ребра Христа. Это событие нам кажется таким неприятным, и когда представляешь, что воин пронзил бок Христа, то по твоему телу «пробегают» мурашки. Но что говорят об этом событии св. отцы? Например, свт. Иоанн Златоуст говорит, что прободанное ребро Христа – это горлышко святого потира и святой купели. От этого мы возродились, от Его раны, и благодаря Его смерти мы живем. Здесь нет ничего неприятного.

Есть два подхода, благодаря которым мы можем подойти к этой ситуации.

Первый – это самый простой подход. Сегодня он чаще всего используется. Семейная пара разводится, и последствия развода сказываются на участи их детей.

Второй подход. Я думаю, что этот тяжелый период в семейной жизни родителей может стать очень важным уроком для ребенка, если он видит, что его отец или мать проживают его с огромным терпением и молитвой, когда они с надеждой, с радостью несут этот крест. Это важный жизненный урок для ребенка. Первый способ – развестись, и на этом семейная история заканчивается. Это легкий способ, поэтому он не имеет ни сущности, ни ценности, в нем отсутствует борьба и духовный крест.

 

Второй подход, когда начинаешь жить жизнью одной великой святой, которою я очень полюбил с того дня, как узнал о ней. И можно сказать, что я случайно узнал о ней. Речь идет о св. Феодоре, царице Арты. Она вышла замуж за деспота Эпира. Деспотом в ту эпоху назывался правитель, царь. Через год у них родился ребенок. Феодора была духовным человеком, заботилась о бедных, была смиренной супругой, жила скромно, и люди ее очень любили. Затем ее муж влюбился в женщину-блудницу и привел ее во дворец. Она настроила Эпира против своей жены и ребенка. У Феодоры началась мученическая жизнь. Муж прогнал ее из дворца. Но на этом ее хождения по мукам не закончились. Царь преследовал свою супругу и ребенка, чтобы убить. В течение пяти лет Феодора жила в пещерах, пастухи приносили ей еду. Когда подданные встречали ее, то говорили ей:

 

– Пора свергнуть твоего мужа! Он бессовестный, порочный человек!

Она отвечала им:

– Я очень вас прошу, не надо так говорить о моем муже, я хочу, чтобы вы уважали его!

И ребенку она говорила только хорошие слова о его отце.

– Твой отец добрый, святой! – говорила Феодора своему сыну.

В это самое время он преследовал ее. Он относился к ней наихудшим образом. Но давайте посмотрим, что сильнее – скандалы, супружеская измена, слава, деньги, почести или смирение, терпение, подлинная любовь, которая исходила из чистых отношений святой со Христом?

Спустя пять лет Эпир снова принял свою жену во дворец. Выгнал любовницу. Оставил весь дворец и всю свою власть Феодоре и стал жить в покаянии, в великой аскезе, чистой Исповеди, часто причащался, и так он умер. Она никогда не вспоминала о прошлом, о том, какую боль ей причинял ее муж. Феодора всегда с уважением относилась к своему супругу, и он не мог не приклониться перед такой личностью. Когда умер ее муж, Феодора стала монахиней. Построила дома престарелых, лепрозории и монастырь. И Сам Христос пришел за ней, чтобы взять ее в небесные обители. Обратите внимание – не ангел, а Сам Христос пришел за ней. Это редкое явление. И святая попросила Его:

– Господи, а можно, Ты придешь за мной спустя шесть месяцев, когда я закончу строить монастырь?

– Разумеется! – ответил ей Христос.

Христос проявил послушание к человеку, который был распят на супружеском кресте

Христос проявил послушание к человеку, который буквально был распят на супружеском кресте. И спустя полгода она предала Богу дух.

Итак, первый подход – развестись, и на этом заканчивается супружеская жизнь. Второй подход – понять, что с этим человеком меня связал Христос, что он – мой крест, каким бы трудным он ни был. Это тот путь, который приведет меня в Рай. И, наверное, сейчас кто-то думает, что все это безумие! Это не безумие, а святость, сила. Кто из нас может это сделать? Если мы считаем это безумием и глупостью, то кто из нас может это повторить? Если это безумие, кто это может сделать? Уверяю вас – никто. И действительно, это сила, святость, добродетель, и, поверьте мне, святая Феодора обладала сильным духом. Она сохранила свой брак, своего ребенка и поднялась на духовную высоту.

Мой муж – это мой крест, найдя свой крест, я вижу свое спасение, и это событие наполняет меня большой радостью. Это радость, которую мы теряем, когда сходим с нашего супружеского креста. Сегодня мы много говорим о наших правах, но не говорим о долге и ответственности. Мы боремся за свои права, за свой семейный комфорт. Почему люди постоянно борются за свои права и комфорт, а в наших семьях так много скорби? Потому что мы оставили свой крест. И, оставив крест, ты теряешь предпосылки для своего спасения.

Когда сидишь, ты не можешь упасть

 

– Я совершила ошибку по отношению к своему ребенку, и с тех пор я не могу успокоиться. Он познакомился с девушкой, но поскольку он уже встречался с другой девушкой, я сказала сыну, чтобы не морочил ей голову, а он рассердился и ушел из дома. Что мне сейчас делать? А если это та девушка, на которой бы он женился, а я воспрепятствовала их отношениям? Я этого не переживу...

– Когда сидишь, ты можешь упасть? Или это произойдет, когда ты ходишь? Когда борешься и беспокоишься, тогда наверняка совершаешь ошибки. Мы все допускаем ошибки и не должны из-за этого отчаиваться, а учиться на них. Если что-то исходит от Бога, то это произойдет. Независимо от того, сколько препятствий это событие встретит на своем пути, оно все равно произойдет.

Если что-то исходит от Бога, то это произойдет

– Я узнала, что девушка, с которой он встречался, сделала приворот...

– Я хочу вам что-то сказать. Разговоры о привороте – это самый простой способ переложить на кого-то свою ответственность. Вы позволяете себе совершать ошибки. И ошибка становится возможностью сказать ребенку:

– Дитя мое, я совершила ошибку из-за любви к тебе, пожалуйста, прости меня!

Послушайте, отец, который не интересовался своими детьми, и мать, которая не любила их, – они не ошибались, потому что просто ничего не делали. Когда любишь, беспокоишься, пытаешься помочь, тогда ты совершаешь много ошибок. Ребенок не хочет видеть своего отца или свою мать непогрешимым авторитетом, непогрешимым Римским Папой, потому что тогда он не сможет простить и разочаруется в нем, когда увидит, как он где-то ошибется. Я совершил ошибку, осознаю это, раскаиваюсь, прошу прощения, я стараюсь не повторять ее. Ничто не должно сопровождаться отчаянием. Отчаяние – это самый плохой советчик. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Лучше грешить, чем отчаиваться. Потому что когда отчаиваешься, то совершаешь еще больше грехов...».