С древних времен и до наших дней учителя и пастыри Церкви говорили и продолжают говорить о том, насколько важна общая семейная молитва. Собственно, семья как домашняя Церковь складывается из немногих моментов, и среди них – общая молитва, по сути – общее богослужение, служение Богу. Протоиерей и профессор Глеб Каледа так говорил об этом:

«Семья как домашняя Церковь должна иметь совместную молитву… По мере возрастания дети приобщаются к родительской молитве, возникает общесемейное молитвенное правило, которое не исключает индивидуальных молитвенных правил у каждого члена семьи. В условиях современной жизни семье удобнее всего собираться на общую молитву один раз в сутки, вечером»[1].

Как найти время для молитвы, когда дети не успевают даже уроки сделать на завтра?

То, что это дело важное и нужное, наверное, понятно каждому, кто пытается построить свою семью как семью христианскую. При этом есть люди, у которых все это дело легко, просто и естественно встроено в жизнь – встроено с самого начала жизни семьи, встроено еще до начала этой жизни. Но многим из нас встать всем вместе на молитву, делать это каждый день оказывается совсем не просто. Как найти время для молитвы, когда дети не успевают даже уроки сделать на завтра? Как молиться со всеми детьми, когда они разных возрастов, разной способности простоять на месте хотя бы полторы минуты, разной готовности осмысленно произнести просто «Господи, помилуй»? В каждой семье эти проблемы решаются по-своему, и решений здесь будет фактически столько же, сколько и семей. Мне кажется, важно даже не то, как именно будет устроена общая домашняя молитва, а то, чтобы она вообще появилась в жизни каждого дома.

Как найти время для общей молитвы?

Когда речь идет о семье, где родители работают почти круглосуточно, где дети учатся в школах с многоэтажными домашними заданиями, занимаются хоть какими-то дополнительными занятиями и приходят домой ближе к девяти вечера, где домашние дела – это бесконечные уборки, готовки и прочий быт, то найти время для молитвы кажется почти невозможным. Но здесь вопрос только один: мы действительно считаем общую молитву делом важным, или это только абстрактные слова? Если правда важно – время найдется.

24 часа, положенные нам на каждый день, мы как-то на что-то распределяем. Сначала делаем важные и неотложные дела, а то, что считаем не настолько важным, – по остаточному принципу. При этом, если есть какие-то проблемы со здоровьем или есть желание, чтобы этих проблем не возникло, стараемся находить возможность еще и отдыхать. Тайм-менеджмент и все такое умное трогать не будем. Но есть вполне понятная вещь: то, что мы поставили в список «желательного», но не «обязательного» скорее всего, сделано не будет. Или будет делаться нерегулярно. Поэтому дело за малым: если мы хотим, чтобы в жизни нашей семьи появилась ежедневная общая молитва, нужно просто поставить ее во главу угла, на место дел обязательных. А все остальные дела в нашем списке поставить уже после нее.

Чаще всего в православных семьях реальное общее правило – вечернее. Например, каждый вечер, после ужина и уборки со стола, мы все встаем на общую молитву. Если при этом у кого-то есть срочная работа, или в доме есть что-то вопиюще неубранное, или нужно успеть приготовить что-то назавтра – мы НЕ занимаемся этими срочными делами. Мы просто встаем на молитву. Может быть, эти срочные дела можно будет сделать после правила. Может быть, обнаруженное срочное дело будет отложено на завтра. Но принцип прост: встать на молитву – это на первом месте. Исключения, конечно, могут быть – но если исключения бывают через каждые пару дней, то это уже не исключения, а правило.

Ежедневная молитва строит наш день, строит жизнь нашего дома

Уже упомянутый отец Глеб Каледа так говорил об этом: «Молитвенные циклы создают ритмику христианской жизни, а она перерастает в духовное развитие»[2]. Это о том, что ежедневная молитва строит наш день, строит жизнь нашего дома. И еще это о том, что привычка вставать каждый день на молитву – пусть просто привычка, пусть где-то формальность, но это шанс перевести «ритуал» на уровень «духовного развития».

И еще один момент. Иногда кажется, что мы и наши дети и так перегружены бесконечными работами и учебами – ну, куда еще нам молитвенные правила устраивать? Нам, многоработным и многодетным, «полагается» послабление. Но ведь все дело как раз в том, что общая молитва – не перегруз, не бремена неудобоносимые, а ровно наоборот.

Если наш день – бесконечные дела, изматывающие поездки и рутинный труд, то нам как раз совершенно необходимы остановки, перезагрузки. Необходимо слезать с наших американских горок и иногда лежать на травке, глядя в голубое небо. Модные психологи советуют современным дамам устраивать хотя бы десятиминутные медитации, хотя бы раз в день. Это даже не параиндуистские заморочки – а, скорее, на тему «отбрось все мысли о делах, подумай и великом и прекрасном». Это некий выход из суеты и круговерти ежедневных дел. Это из серии «давайте делать паузы в пути».

Найти время для молитвы – вопрос безопасности. И духовной, и психической

И что в таком случае может быть лучше молитвы?! Трудно вообразить. Это та самая пауза в пути, это перезагрузка, это «отложи житейское попечение» и при этом – «вспомни о том, ради Кого, во Имя Кого все это». Это обращение к Богу, это хотя бы попытка общения с нашим Помощником и Покровителем, с нашим Отцом. И это – «двое или трое собраны во Имя Мое» (Мф. 18, 20)…

Если наши дни, дни наших детей заряжены срочными и бесконечными делами, то ежедневная молитва – крайняя необходимость. Не только в плане духовной жизни. Найти время для молитвы – по-моему, вопрос безопасности. И духовной, и психической.

Полное или сокращенное правило?

Смежный вопрос: а сколько времени может занимать общая молитва? Тоже вопрос растяжимый. Во-первых, что значит «положенное полное правило»? Повечерие с каноном дня? Служба дня? Принятые в России «вечерние молитвы»? Кто-то ссылается на Древнюю Русь, кто-то на греков, чаще ориентируются на изданные молитвословы. Здесь многое зависит от меры каждого человека, и здесь много может помочь священник, который хорошо знает семью и у которого есть опыт общих молитв в его собственной семье.

Но в общем и целом есть такой момент: когда мы молимся всей семьей, это значит, что на молитву встают очень и очень разные люди. Взрослые, подростки, младшие школьники, дошкольники, младенцы – все собираются вместе. И странно было бы ожидать, что все эти присутствующие смогут молиться едиными усты и единым сердцем. Но ведь именно этого мы в конечном счете и хотели бы добиться?

Чтобы общая молитва могла состояться, чтобы стояние на молитве не стало слишком тяжелым испытанием для всех нас, стоит учитывать, что детям класса до четвертого не так просто заниматься монотонным делом долгое время. И этот момент – в пользу короткого правила. К тому же короткое правило, в отличие от длинного, будет гораздо легче вписать в расписание дня. Найти час на молитву трудно. А десять минут? Из 1440 минут, которые есть в сутках, уж десять-то можно посвятить общей молитве. Даже когда аврал, режим сбит, те самые срочные дела или все хотят спать – десять минут реально высвобождаются. Тогда как получасовое правило покажется трудным и, скорее всего, невыполнимым.

Так что каждый решает сам, в совете с мужем, женой, духовником. Но мне кажется, что общее правило должно быть обязательным, ежедневным и примерно десятиминутным. Плюс-минус. Все, что мы, родители, захотим почитать еще – почитаем сами отдельно. Если кто-то из наших детей захочет помолиться подольше, побольше – пусть молится сам или в других возможных комбинациях. У нас иногда кто-то из детей приходит «домаливаться» после общей молитвы к родителям. Но формат общесемейной молитвы, когда в доме много разных возрастов, когда младшие дети хотя бы в начальной школе, или когда подростки не протестуют против молитвы, но и не стремятся к ней – такой формат должен быть, по-моему, минимально-реальным.

Обстановка для молитвы

Мы можем обращаться к Богу в любом месте, в любой обстановке. Но православная, двухтысячелетняя традиция показывает особенную обстановку, которая помогает настроиться на молитву. В первую очередь это традиция молиться перед иконами. Как мы устроим домашний красный угол, поместим ли одну икону на стену, поставим на полку – это, конечно, не принципиально. Можно сказать такую вещь: когда икона очень маленькая, когда лики размером всего в один сантиметр, то сосредоточиться на иконе довольно трудно. Приобрести икону большого размера, где лики будут крупные, сегодня – никаких проблем. Не имея денег на покупку большого образа, можно из церковного календаря вырезать святое изображение и вставить в готовую рамку для фотографий.

Еще одна в буквальном смысле яркая церковная традиция – зажигать лампаду или свечу перед иконой. Кроме символического значения, этот обычай имеет еще очень важные практические функции. Когда мы встанем на молитву – выключим свет, и перед иконой будет гореть живой огонек. В темноте комнаты единственным светлым, ярким местом окажутся иконы. А значит, волей-неволей и мы, и наши дети будем, скорее всего, смотреть именно на лики Спасителя, Божией Матери. А значит, будет шанс, что хотя бы иногда во время общей молитвы мы будем… молиться. Или хотя бы мысли наши будут возвращаться куда-то в эту сторону. Впрочем, бывает, что нужно больше света, когда дети читают по молитвослову. Тогда каждый может держать в руке свечу или на время этого чтения выключать нижний свет. Но вообще, когда за ребенком надолго «закрепляется» та или иная молитва, довольно быстро текст выучивается наизусть, и свет уже не нужен.

А еще горящий огонь успокаивает. Тоже важная вещь: после суматохи дня, после миллиона дел, в преддверии еще одного миллиона дел несделанных огонек лампады помогает утишить свои чувства и мысли. Вокруг суета мегаполиса, бесконечная гонка и нервотрепки – и тут раз в день вечером мы собираемся все вместе, выключаем свет. И перед иконами горит лампада. Так не только гораздо легче молиться. Все это еще и буквально, наглядно, осязаемо выключаетмiр, переводит время домашней молитвы в некую параллельную реальность. Собственно, это и есть выход в другое измерение – в область жизни духовной.

Впрочем, многим из нас зажигать свечи, зажигать живой огонь в квартире непривычно и иногда, может быть, даже страшно. И это понятно – пожары никто не отменял, техника безопасности должна соблюдаться. Здесь можно сказать, что самое опасное, наверное, – это тонкая церковная свеча, вставленная в небольшой подсвечник, на деревянной полке перед бумажной иконой. Тонкая свеча легко может упасть, согнуться, сама икона может упасть на огонь свечи. Здесь необходимо внимание и еще раз внимание.

Лампада – совсем другое дело. Это несравненно более безопасная вещь по самой своей сути. Да и огонек лампады такой крошечный, что скорее он сам не вовремя погаснет, чем окажется способен что бы то ни было зажечь.

Тем, кто уж очень боится и не привык иметь дело с лампадами, на помощь могут прийти современные технологии. Так называемые греющие свечки, да еще вставленные в специальные стеклянные или узорчатые металлические подсвечники, – наверное, самый безопасный на свете способ зажечь дома живой огонь. Такая греющая свечка, вставленная в красный стаканчик – это почти лампадка.

Что делать: заниматься уборкой или начать молитву?

Еще один вопрос «внешней обстановки» во время общей молитвы – уборка комнаты. Наверное, есть люди, у которых всегда и везде абсолютная чистота и порядок. Но чаще всего, когда в доме есть маленькие дети, когда вообще в доме дети, к вечеру хоть что-то, да не в порядке. А может быть, вообще все в беспорядке. И получается так: пора вставать на молитву, а в комнате – небольшой или даже большой хаос. Что делать: заниматься уборкой или начать молитву?

Вообще, молитва как таковая стоит того, чтобы ее почтить. Вопрос в том – как. На практике, если у нас все упрется в уборку, то до молитвы дело может и не дойти. Все окажется настолько непростым и суетным, столько негатива скопится вокруг идеи «встать всем вместе на молитву», что наша десяти-пятнадцатиминутная молитва превратится в тяжелое испытание для нервов всех членов семьи. Так что если в комнате действительно очень грязно, то, мне кажется, будет достаточно быстро, вместе, без криков и обвинений убрать что-то основное, что-то сильно выдающееся. А пылесосить и перемывать полы, раскладывать книжки по полочкам не стоит. К тому же ситуацию спасает выключенный свет: темно, торчащих из-под кроватей игрушек и колготок не видно. Зато видна икона, подсвеченная лампадкой. Вот на эту икону мы и будем смотреть во время молитвы.

Вообще, в жизни семьи бывает и другой формат общей молитвы: настоящее домашнее богослужение, когда дома читается церковная служба. И вот тогда можно и хорошо, особенно убираться к этому делу, одеваться, зажигать ладан… Но на каждый день, мне кажется, все это устраивать не обязательно.

Как можно организовать общее правило, о молитве своими словами, о проблемах с «плохим» поведением детей во время молитвы, о малышах и подростках – об этом разговор пойдет во второй части.

 

Анна Сапрыкина

 

3 января 2019 г