Из глубины веков пришел к нам обычай в третье воскресение Великого Поста торжественно износить из алтаря и полагать в центре храма Животворящий Крест Господень и совершать прославление искупительных заслуг распятого за нас Господа славы.

 

Синаксарий воскресной утрени так говорит о цели этого установления: «…понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким, и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе: предлагается честный и животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам Страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая.»

На божественной литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Марка, где содержатся слова, хорошо известные каждому православному христианину: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мк. 8,34)

Эти слова множество раз повторяются в храме, на тему крестоношения часто произносятся проповеди, и в наше создание прочно входит очень важная мысль, которую Господь передает нам и всему миру: мы должны взять свой крест и следовать за Христом.

Как же правильно понимать слово «крест»?

Крест – это страдание, но не всякое. Мы знаем людей, страдающих по различным причинам: кто-то злоупотребляет алкоголем, кто-то наркотиками, кто-то сознательно идет на преступление и потом страдает в тюрьме. Но такие страдания нельзя назвать крестом – это наш грех и наша расплата за него.

Крестом именуется то страдание, которое попускает нам Господь. Это могут быть и скорби, и болезни, и катаклизмы, это то, чего мы очень хотели бы избежать, но с чем нам приходится жить. Вот такое страдание, которое не от нас, но от Бога – это наш крест.

А что же означает первая часть фразы – «отвергнись себя?» А «отвергнуться себя» - это означает внутренне принять – без ропота, уныния и отчаяния – тот крест, который Бог на нас возлагает.

«Отвергнуть себя» означает вместе с крестом принять Христа в свою душу и в свою жизнь, это значит превратить страдание, которое кажется бессмысленным и ненужным, в способ спасения и духовного возрастания.

Отвержение себя, способность принять и нести свой крест – это и означает желание идти тем путем, который предлагает нам Бог.

Если «кто хочет за Мною идти» - не за сильными или мудрыми мира сего, а за Богом, -тот должен отвергнуться себя и со смирением принять крест, понимая, что он дается для спасения. Не уныние, не ропот, не отчаяние, не злобное сопротивление, а смиренное принятие креста Господня преобразует человеческую жизнь, меняет человеческие отношения, раскрывает постепенно перед духовным взором горизонты домостроительства спасения человека в вечности.

А в духовной жизни нет пустяков. Человеческая душа –это самое главное, ведь от ее состояния зависит качество нашей жизни и человек, освобождая душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякий возлагаемый на нас Господом крест, всякие страдания, которые посылает нам жизнь, становятся бременем благим и легким (Мф. 11,30).

К этой внутренней духовной силе и внутренней свободе и призывает нас Крест Христов. Для того, чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и такое состояние души, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями, дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее суду своей совести и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу.

Преклоняя колена пред Крестом Господним, вспомним замечательные слова русского златоуста XIX века – святителя Филарета Московского: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, - бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься – это значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие.»

Да поможет всем нам Господь нести свой крест во спасение! АМИНЬ.