Прошло две недели Великого Поста и наступившее воскресенье святая Православная Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников. Эти люди старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких монастырях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами и вековыми деревьями.
Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем в дни Великого Поста и ему посвящается один из воскресных дней?
Потому что именно в это время нам нужно напомнить себе о важности и необходимости в деле совершенствования нашей бессмертной души практически забытых и отвергнутых добродетелей – молчании и безмолвии.
«Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих»(Пс. 140,3).
Ежедневно эти псалмопевческие слова святая Церковь влагает в уста молящихся в дни Великого Поста. Церковь призывает верующих помнить о каждом слове, которое они произносят, и просить Господа оградить наши уста от всего скверного и ненужного.
Еще первозданная чета, Адам и Ева, словом хвалили Бога, общались с Ним, нарекали имена всем сотворенным живым существам. Также и мы посредствам слова познаем Бога, мир и жизнь. Слово служит и для нас средством общения с Богом и друг другом.
Так почему же мы просим у Бога положить хранение устам нашим?
Грех повредил наше слово.Апостол Иаков пишет: «Язык – небольшой член, но много делает.» (Иак.3,5). «Язык укротить никто из людей не может : это- неудержимое зло,он исполнен смертоносного яда»(Иак. 3,8). Евангелие напоминает нам,что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,37)
Но это еще не все. Жизнь человека в XXI веке проходит в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается просто шквалом звуков окружающей жизни: ревут автомобили, из их окон несутся сумашедшие, в большинстве своем иностранные «композиции» и стенобитные ритмы.
Многие из нас, оказавшись на краткое время в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно,мы отвыкли от тишины. И вся эта сумятица и суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться во внутрь себя,подумать о самом главном, и ,к сожалению, у многих это продолжается до последнего издыхания…
А ведь жизнь земная дается человеку для подготовки к вечности, и без Божией помощи нам не обойтись. А как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен и ослеплен и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит и почему не слышит голоса Божия?
Голос Божий звучит всегда в тишине. Если мы захотим его услышать, нужно постараться вырвать из суток хотя бы несколько минут. Для этого нам Церковь установила утреннее и вечернее правило. Это очень важно.
Кто хочет узнать волю Божию - будем искать тишину. Мы живем всегда в рассеянности, но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности, внутреннем уединении
Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластными житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.
Вот для чего нам сегодня Церковь напоминает о святителе Григории Паламе и его последователях: подвижниках – молчальниках, вот почему она сегодня призывает нас бороться с пустословием, празднословием, употреблением дара слова во зло себе.
« Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих»(Пс. 140.3). Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а со своей стороны пообещаем: «Буду наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои» (Пс. 38,2). Аминь.