Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Один древний мудрец сказал прекрасные слова, которые впоследствии стали крылатыми: «Хорошее начало — половина дела». Вот и Святая Православная Церковь, направляя своих верных чад на продолжительный Великопостный подвиг, предлагает на Великом повечерии в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг первой седмицы Великого поста чтение Покаянного канона святого Андрея, архиепископа Критского.

Как многоголосному хору для того, чтобы исполнить музыкальное произведение, требуется точная настройка дирижера, так и православным людям, вступающим в многодневный Великий пост, была необходима духовная настройка, духовный камертон, которым стало в восьмом веке это потрясающее, вдохновенное произведение, излившиеся из глубины сокрушенного сердца святого человека.

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Он нацелен на то, чтобы пробудить душу от греховного сна, раскрыть перед нею всю опасность нераскаянного состояния, призвать ее к строгому самоиспытанию и раскаянию, вызвать в сознании христианина отвращение, омерзение ко греху и стремление к исправлению жизни.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику события как ветхозаветной так и новозаветной истории, начиная от сотворения Адама и Евы. С великим искусством св. Андрей повествует о рае и грехопадении, о патриархе Ное и потопе, о падении и восстании Давида, о спасительном подвиге Христа и Его славном и страшном втором Пришествии.

Большей частью Канон наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе душа Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть». (Песнь 2).

От этой участи даже самого великого грешника спасает раскаяние. Но чтобы кающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падения, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и очистить жизнь прокаженную, и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты поражена проказою» (Песнь 6).

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной, например: «Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие». (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыне явление Бога». (Песнь 5).

Особое место в Великом Каноне занимает припев, многократно совершаемый с глубоким поясным поклоном: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Этими краткими, но исполненными глубокого смысла и умиления словами, присутствующие в храме будут многократно испрашивать у Бога Его неизреченной милости.

Милость Божия необходима для человека на протяжении всей его жизни — от момента рождения и до последнего издыхания, когда человек предстанет пред вечной правдой, получая возмездие за свои труды, за прожитую жизнь. В это последнее страшное время ничто и никто не поможет трепещущей душе, кроме милости Божией. Посему эту молитву, многократно воспеваемую в первые четыре святых вечера Великого поста, каждому христианину следует выучить, полюбить и сохранить в своем сердце как драгоценную Святыню.

Поспешим же, дорогие братья и сестры, в храмы Божии, возьмем с собой этот священный текст и вместе со всей многомиллионной Православной Церковью из глубины кающегося сердца со слезами воззовем: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний. Кое-ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию. Но яко Благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.»

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

И тогда Всемилостивый Господь подаст всем нам «…скончати без порока начатый сей святый пост, и в нем заповеди исполняти, в молитвах же прилежати и сподобит всех нас в мире исполненных дел благих доити, и поклонитися спасительным Его страстем и Святому Воскресению». Аминь.

Протоирей Сергий Снопков