Святая великомученица Екатерина (греч. – всегда чистая) была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Настоящее имя Св. Екатерины — Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. К 18 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась не только редкой красотой, но и глубоким знанием риторики, философии, медицины, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но тщетно. Екатерина сказала, что выйдет замуж лишь за того, кто будет подобен ей по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости.
Икона Св. Екатерины
Мать святой Екатерины, тайная христианка, повела девушку за советом к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Святой старец, выслушав святую Екатерину, сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.
Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.
В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. С любовью научив ее тайнам веры Христовой, он совершил над ней таинство святого Крещения. После крещения она получила имя Екатерина. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и, дав ей прекраснейший перстень, сказал: «Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха». Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дар Небесного Жениха.
Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины», Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460
Как раз в то время, как Екатерина сподобилась стать Невестою Христовой, в Александрию на большой языческий праздник приехал сам император Максимин Даза (305-313), язычник и преследователь христиан, признававший лишь жизнь во имя удовольствия, не помышлявший о чистоте душевной и тяжести греха.
Город готовился к празднику. Александрию наполняли шум толпы, разнузданные песни жрецов, крики жертвенных животных, всюду кровью курились жертвенные алтари, город наполнился смрадом и дымом. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа. По приказу Максимина евнухи рыскали повсюду и если находили где красивую девушку или замужнюю женщину, то ни отцы, ни мужья не имели уже над ней власти. Он дошел до такой крайности, что без его позволения никто не смел жениться, и каждый должен был предоставлять ему права пользования первой ночью. Он не мог миновать ни одного города, чтобы не обесчестить женщин и не похитить девиц (Евсевий: «Церковная история»; 8; 14).
Видя такой разгул и болея за души своих сограждан, Екатерина в сопровождении нескольких слуг явилась в языческий храм к царю и обратилась к нему с пламенной речью, призывая одуматься и не губить душу свою и своих подданных кровавыми ритуалами, посвященными тем, кто не был богами, а были лишь людьми и не всегда праведными. Екатерина убеждала Максимина в том, что римские боги не более, чем люди, и все римские же философы и мудрецы видели в них людей, обуреваемых страстями и пороками, а потому нельзя в их честь проливать кровь невинных жертв, но что есть Бог, единый и великий, волею которого дела делаются и цари царствуют и Он не требует жертв и подношений, а требует лишь исполнения заповедей Его, мира и смирения грехов.
Максимин не нашелся, чем ответить девушке. Красота святой Екатерины пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Между самыми высокими умами эпохи и Екатериной состоялся теософский диспут, во время которого она разбила всю аргументацию языческих мудрецов в пух и прах. На все их доводы о святости римских богов Екатерина находила опровержения из римских же книг, где мудрейшие и авторитетнейшие римские мыслители и прорицатели предрекали пришествие и веру Иисуса. Мудрецам не было чем достойно ответить ученой и просветленной деве и они смиренно приняли Истину Христову, за что разочарованный Максимин повелел всех их предать огню.
Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа, жена Максимина, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла ко святой в темницу. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица девушки, они тоже уверовали во Христа. Екатерина пробыла в заточении 12 дней. Все это время голубь приносил ей пищу, на 12-й день явился Сам Христос в окружении ангелов.
Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максимин по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество и получил отказ.
Екатерину приговорили к усечению мечом и казнили на следующий день. Когда ей отсекли главу, то из раны вместо крови истекло молоко. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя.
Левая рука святой Екатерины
Примерно три века спустя, в VI веке, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, по откровению свыше, поднялись на гору и обрели там честную главу и левую руку святой мученицы, которую они опознали по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. Они спустили мощи вниз и с почестями поместили в золотую раку в новосозданном храме Синайского монастыря.
Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове
После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространения её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь святой Екатерины.
В алтаре главного храма монастыря, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся ныне два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом — Христом. Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. Великомученица Екатерина считается покровительницей учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского университета.
Святая великомученица Екатерина
Святую Великомученицу почитают даже некоторые из язычников. Например, забайкальские монголо-буряты.
В России на месте явления царю во сне Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили две императрицы.