Памятование о Суде Божием помогает творить добро.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Придя в Иерусалим для участия в праздновании иудейской пасхи, Христос первые дни Своего пребывания в этом граде посвятил особым поучениям, которые отличались необыкновенной силой. Он говорил прямо, откровенно, обличая пороки общества того времени и религиозной практики иудеев. В центре поучений первых трех дней недели, которую мы теперь именуем Страстной, содержатся две главные темы — обличение лицемерия и проповедь о Страшном суде.
В понедельник Страстной седмицы мы вспоминаем поучение Спасителя о смоковнице, которая своим внешним видом свидетельствовала о благополучии и плодородии, но не приносила плодов. И Господь проклинает эту смоковницу как символ лицемерия.
А во вторник, то есть сегодня, мы вспоминаем притчи и проповеди Спасителя о Страшном суде. Это притча о мудрых и неразумных девах (Мф. 25, 1-13), притча о десяти талантах (Мф. 25, 14-30) и, наконец, слово Божие о том, кто будет оправдан на Страшном суде, а кто осужден (Мф. 25, 31-46).
Идея суда относится к глубокой древности, не уступающей древности человеческого рода, потому что основывается на нравственной природе человека. Бог вложил в природу человека способность отличать добро от зла — нравственное чувство, которое проявляет себя в совести. Как свидетельствовал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Совесть — запечатленное в сердце знание Божественного закона». И когда наша совесть неспокойна, то это означает, что нарушается правда Божия, справедливость — либо в нашей личной жизни, либо в жизни окружающих нас людей, либо в общественной жизни. Стремление восстановить справедливость лежит в основе суда, и не только юридического — суда старейшин (в древности), царя или великого князя, епископа, — но и человеческого третейского суда, когда в поисках правды люди обращаются к третьему лицу, третьей силе — независимой, мудрой. Так было на протяжении всей человеческой истории, так случается и в нашей жизни всякий раз, когда мы, апеллируя к некоему авторитету, говорим: «Ну посмотрите, что происходит! Правы мы или виноваты? Рассудите нас, пожалуйста». Нередко дети обращаются к родителям, иногда мы обращаемся к другим, более опытным людям, к соседям, знакомым, к тем, кто, не будучи вовлеченным в конфликт, может сказать объективное слово правды.
Чего же люди ожидают от суда? — Они желают восстановления справедливости, что происходит тогда, когда наказывается ложь и поддерживается правда, когда истинное имеет возможность утвердиться, а ложное — исчезает. Именно на эту цель и направлен любой суд: осудить ложь, неправду, исключить из жизни неподлинное, а потому вредное, и утвердить правду, то есть то, что является истинным и отвечает ценностям человеческого бытия.
По-гречески суд обозначается словом «кризис». Этим же словом обозначаются и иные явления в жизни людей, когда человек, семья или общество проходят через особые испытания. Кризис всегда сопровождается страданием, умиранием и, как следствие, обновлением. В подлинном кризисе, ибо кризис есть суд Божий, всегда отмирает ложное, а истинное и праведное получает силу новой жизни.
Для того чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно вспомнить известные исторические кризисы. Так, еще совсем недавно наша страна переживала страшный кризис, разрушение, казалось бы, всех общественных связей и устоев. Что рухнуло во время этого кризиса? — Да все то, что было неправдой, что не соответствовало целям и ценностям человеческого бытия. Была идеология, которая многим казалась абсолютно правильной, под которую подстраивались миллионы, которая определяла весь строй общественной жизни, мысли людей, их убеждения, целеполагания, устремления. И во время кризиса все это рухнуло и в одночасье ушло, потому что не было подлинным, не было правдой.
А что произошло с православной верой, которая была распинаема и преследуема, которая презиралась и вытеснялась из общества, которая никак не связывалась в сознании миллионов людей со счастьем, с прогрессом, с будущим? — В кризисе, через который мы прошли (а все, что с нами произошло в течение последних двадцати лет, — есть кризис и суд Божий), православная вера не только уцелела и сохранилась, но и укрепилась в жизни нашего народа. Мы с вами должны учиться отличать правду от лжи и различать знамения времени (Мф. 16, 3). Случившееся должно укреплять в нашем народе веру и сознание того, что в кризисе была выявлена Божия правда, которой надо держаться, чего бы нам это ни стоило. Мы научены кризисом, мы научены судом Божиим — как народ, как страна.
То же самое происходит и в нашей личной жизни: каждый переживает кризисы, во время которых отмирает все неправильное, ненужное, но получает обновление то, что является подлинным, истинным и необходимым для бытия.
Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — ив личной жизни, и в семейной, и в общественной. Суд Божий является не только конечным и заключительным действием в человеческой истории, но, как и каждый кризис, началом новой, обновленной жизни всего рода человеческого, всего Божиего творения.
Именно этому учит нас сегодняшний день — вторник Страстной седмицы, потому что доносит до нас удивительные по силе слова Господа о Великом и Страшном суде. Принимая их в свой разум и свою душу, будем содействовать всеми силами тому, чтобы уже в нашей земной жизни совершался Божий суд, чтобы правда Его являлась нам и миру, низлагая человеческую неправду, ложь, заблуждения, грех и соблазн. И тогда мы будем не только участниками Суда, но и соучастниками великого действия Божиего, завершающего замысел Творца о мире и человеке.
Аминь.