Любовь — величайшая христианская ценность, преобразующая жизнь человека.
Сегодня — понедельник Страстной седмицы. И сегодняшним богослужением мы вводим себя в тайну семи спасительных дней, в тайну последних наставлений Спасителя, которые Он произнес в Иерусалиме, обращаясь к его жителям. В Его словах, исполненных огромной силы, сама Божия правда была представлена так ярко и пронзительно, что на нее невозможно было не откликнуться. Мы знаем, что многие эту правду приняли и пошли за Господом. Но та же правда породила в сознании многих других злобу к Тому, Кто эту правду провозглашал. Мы знаем также, что Господь был схвачен, истерзан, распят и в третий день воскрес.
Нет никакой другой недели в году, иного промежутка времени, который был бы так насыщен воспоминаниями о самом важном, что произошло в человеческой истории. Сегодня мы слышали Евангелие, которое повествует и о приближавшемся разрушении Иерусалима римлянами, и о последних днях человеческой истории — обо всем, что Господь сказал в преддверии Своих страданий жителям святого града. В этом евангельском чтении содержится много важных и поучительных мыслей, но я хотел бы остановиться на одном Божественном высказывании: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Господь сказал об этом, прозревая последние дни — и последние дни в исторической жизни Иерусалима до его разрушения, и последние дни всей человеческой истории.
Что означает беззаконие и о каком беззаконии здесь идет речь? — В сознании многих закон — это государственные акты, которые регулируют жизнь общества. Если люди будут нарушать законы, то в обществе может наступить хаос, и поэтому общество защищает себя от тех, кто преступает закон. Но в Евангелии сказано не о человеческом законе, а о Божественном.
По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Любовь является высочайшей ценностью, дарующей человеку реальное счастье, чувство блаженства. Любовь — это то, что преобразует жизнь человеческую по образу жизни Божественной: для одних — это мечта, для других — конкретная цель, для третьих — непонятная, но влекущая к себе сила. Никто, ни один человек не может сказать, что любовь — это плохо, что любовь — это зло, потому что весь вселенский человеческий опыт свидетельствует, что любовь — это радость, это счастье, это подлинное благополучие.
Почему же Господь говорит, что по причине беззакония во многих оскудеет любовь? — Да потому, что любовь есть не только высочайшая ценность, но и дар Божий. Человек не может сформировать любовь, не может воспитать ее в себе подобно тому, как можно сформировать убеждения или воспитать волю. Любовь даруется нам свыше, и для этого есть одно непременное условие: чтобы иметь подлинную любовь, человек должен жить по Божиему закону. А если мы нарушаем Божий закон, если живем не по Слову Божиему, а по своему хотению, своему мудрованию, чьему-то злому совету, то дара любви нам не стяжать.
То, что мы обычно принимаем за любовь, любовью вовсе не является. Как часто бывает: люди встречаются, думают, что любят друг друга, вступают в брак, но проходит совсем короткое время, и от этой так называемой любви не остается и следа, а на ее месте возникают злоба, отчуждение, даже ненависть. Значит, любовью это никогда и не было. Для того чтобы обрести любовь, нужно исполнить Божий закон. А чтобы сохранить ее в течение всей жизни, нужно всегда следовать этому закону и жить по Божиим заповедям. Ведь Бог не учит нас чему-то непонятному, нелогичному — Он учит самому главному: как нужно жить, чтобы быть счастливым. И не случайно в первый день Страстной седмицы нам предлагается эта удивительная истина, которую Господь сообщил ученикам и всем жителям Иерусалима в начале недели, отделявшей Его от страданий, смерти и светлого и торжественного Воскресения. Ибо эта истина — ключ к человеческому благополучию и счастью, ключ к человеческому спасению.
А что происходит, когда мы не живем по Божиему закону, когда творим беззакония? — Тогда не только из жизни человека исчезает любовь, но и человеческие законы становятся неисполнимыми. И никакое принуждение, никакие угрозы наказаний не останавливают людей от преступления законов, потому что если человек творит пред Богом беззаконие, попирая, в частности, и голос своей совести, то какой человеческий закон может его остановить? И если люди не задумываются о своем духовном состоянии, не подвергают себя внутреннему испытанию, если не переосмысливают свою жизнь, то возрастание в беззаконии приводит их к страшным преступлениям, в том числе и тем, что караются человеческими законами.
Такое страшное преступление совершено сегодня утром в Москве [5]. На станциях метро погибли от взрывов ни в чем не повинные люди. Какие цели могут оправдать гибель невинных людей? Каких целей можно достигнуть, попирая Божественный закон так страшно и цинично? — Кровью и гибелью невинных людей нельзя достичь никаких целей. Совершающие такие злодеяния будут наказаны — уже здесь, в земной жизни, потому что беззаконие пред Господом, которое оборачивается гибелью людей, есть не просто нарушение Божиего закона, но вызов Самому Богу, Его замыслу о мире и человеке.
В ответ на такого рода злодеяния наше общество должно становиться солидарным. Если мы будем чувствовать боль другого человека, сопереживать страданию других, то и нашим страданиям будут сопереживать. И тогда мы будем одной большой сильной семьей, способной справиться со всеми бедами, которые обрушивает на нас злая человеческая воля.
Нас ужасают подобные страшные деяния, однако не ужасают многие другие — наши собственные преступления против Божиего закона. Все начинается в человеческом сердце, в нашем сознании, в глубине души. Если мы привыкаем нарушать Божий закон в мелочах, то может настать момент, когда мы окажемся способными нарушить этот закон и в самом страшном. Вот почему для нас главное — забота о своем духовном состоянии, о собственной внутренней жизни. Именно это является первичным, все остальное — вторично. А то, что человек привык считать основным в своей жизни: ежедневные заботы о материальном благополучии, даже о своем здоровье, — все это второстепенно по отношению к заботе о собственной душе. И если, живя по закону Божиему, мы будем созидать свою внутреннюю жизнь так, как того желает Бог, то и все другие задачи, которые ставим перед собой, будут по милости Божией решаться. Будет решаться и самая главная жизненная задача, стоящая перед каждым человеком, — обретение радости в сердце, подлинного благополучия и счастья, которое не завершается с окончанием земной жизни, но переходит в вечность.
Пусть слова Спасителя об умножении беззакония и исчезновении любви всегда сохраняются в нашей памяти, проступая особенно отчетливо тогда, когда мы возжелаем совершить нечто беззаконное пред очами Божиими.
Аминь.