Дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!
23 февраля мы с вами вновь вступаем на благодатное поприще Великого поста — священных дней Четыредесятницы и Страстной седмицы, которые завершатся 12 апреля Праздником праздников и Торжеством из торжеств — Пасхой Божией спасительной.
Окончились подготовительные седмицы, внутренне располагающие нас к подвигам поста и молитвы. Перед нашим духовным взором предстали образы мытаря и фарисея, блудного сына, картины Страшного суда и изгнания Адама и Евы из рая. Церковь напоминала нам о необходимости смирения в молитве, о безграничном милосердии Божием, превышающем человеческую греховность; мы назидались словами Евангелия о вечной жизни и конечном суде Божием. Рассказом о грехопадении наших прародителей богослужебные тексты предупреждали нас о страшных последствиях отпадения от Бога.
В канун Великого поста с особой силой звучат обращенные к сердцу каждого из нас слова послания апостола Павла к Римлянам: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). Известный толкователь Писания блаженный Феофилакт Болгарский поясняет, что «делами темными назвал апостол греховные действия, а оружиями света наименовал действия добродетельные». Эти священные дни даны нам Богом как действенное средство изменения нашей жизни, которая омрачается греховными мыслями, словами и поступками, искажающими цель нашего существования. Один из великих подвижников древности, преподобный Авва Дорофей, говорит о святой Четыредесятнице так: «Бог дал эти святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, — он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года».
Великий пост призывает нас к усердным духовным трудам, к обузданию своих страстных желаний и греховных помышлений, уклонению от недостойных христианина поступков, удалению от злословия и зависти. Важно не только воздерживаться от греха, но и всеми силами служить примером благочестия и покаяния, доброй совести, хранимой в духе мира и союзе любви. Священноисповедник Николай, митрополит
Невозможно представить себе прохождение поприща поста без дел милосердия. Святитель Петр Хрисолог так пишет об этом: «Милосердие — жизнь поста. Постящийся да имеет милосердие. Кто желает, чтобы его просьба Богом была исполнена, пусть исполняет обращаемые к нему просьбы. Кто хочет найти сердце Бога открытым, да не закрывает своего сердца для тех, кто взывает к нему». Ограничения в пище и в одежде, скромный образ жизни и воздержание помогают нам лучше осознать положение, в котором находятся сегодня многие наши братья и сестры, страдающие от голода или отсутствия нормальных бытовых условий. Апостол Иоанн Богослов предостерегает: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё: как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин. 3:17). Свободно принимая решение ограничить себя в
Мы знаем, что жизнь вечная достигается любовью к Богу и любовью к ближнему, однако Сам Господь открыл нам еще одну великую истину: в Царство Небесное ведет человека божественная пища — святые животворящие Христовы Тайны — пречистые Тело и Кровь нашего Спасителя. Участие в таинстве Причащения является источником добродетели и действенным средством избавления от греха. Господь Иисус Христос предупреждает нас: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
Невозможно, взирая со стороны, почувствовать те благодатные дары, воспринять то утешение и помощь от Господа, которые дарит верующему человеку правильное соблюдение поста, частое посещение храма Божия, участие в таинствах. Личный духовный опыт не может быть заменен никакими усилиями разума, напряжением воли или вниманием чувств, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.39:9), — словами Псалмопевца Давида призывает нас Церковь Христова приобщиться к настоящей, подлинной духовной жизни.
По древней традиции наше покаянное поприще начинается особым богослужением — вечерней с чином прощения. Приснопамятный старец митрополит Иосиф (Чернов) так говорил о Прощеном воскресении: «Сегодняшний день создан ради мира во всем мире, ради покоя святым Божиим Церквам, ради покоя в семейной жизни всем вам, ради благоденствия страны нашей».
Вдохновляемые словами Спасителя «прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37), мы прощаем ошибки и обиды и просим прощения у наших родных и знакомых. Необходимо найти в себе силы, а порой и мужество, чтобы нелицемерно принести покаяние перед нашими ближними, как бы иногда трудно и больно это ни было. Господь предупреждает: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Испросив прощения, постараемся приложить все усилия для того, чтобы впредь не становиться причиной ссор и распрей. Порой одного грубого слова достаточно, чтобы разрушить мир в семье или на работе, а поэтому по завету апостола Павла пусть «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29)
Пусть в эти великие и священные дни каждый из нас еще и еще раз обратит пристальное внимание на свою жизнь в свете евангельской правды, исследует свои добрые и недобрые помыслы и поступки, очистит свою душу покаянием, совершит дела любви «чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1).
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь». (1 Петр. 5:10–11).