Караганда – молодой город. Еще 100 лет назад на его месте серебрился ковыль и желтел кустарник степной акации – караганника, обилие которого и дало городу такое название. Безмятежность кочевой жизни казахской степи была нарушена открытием здесь больших запасов полезных ископаемых – каменного угля, медной и железной руды. Первыми, кто стал добывать здесь металл, были французы и англичане. Столыпинские реформы переселили в карагандинские степи крестьян из России, Украины и Белоруссии. Но только в начале 1930-х годов малонаселенная казахская степь становится многолюдной. Сюда были сосланы сотни тысяч людей, в основном так называемые раскулаченные, целые семьи, у которых отняли все: дом, имущество, все средства к существованию – а взамен дали холодную и голодную казахстанскую степь.
Копай-город
Климат Казахстана похож на сибирский: уже в ноябре могут стоять тридцатиградусные морозы
Людей выгружали из товарняков в бескрайние пустые пространства. Вдали можно было увидеть несколько небольших поселков. Выдали лопаты и сказали: обустраивайтесь. Климат Центрального Казахстана похож на сибирский: уже в ноябре могут стоять тридцатиградусные морозы, да еще с сильным ветром, пронизывающим до костей. Но, в отличие от Сибири, Урала или центральной части России, здесь вообще нет деревьев. Как можно построить жилье без такого привычного для русского человека материала, как дерево? И люди стали копать. Сначала резали и вынимали дерн. Затем копали яму-землянку и из пластов дерна, аккуратно укладывая их друг на друга, сооружали стены и крышу. Перекрывали, чем могли. Так перезимовали. По свидетельству очевидцев, почти все дети эту первую зиму 1931–1932 года не пережили. Позже были построены бараки. Разумеется, все эти работы по «благоустройству» проводились в свободное от работы на шахте время. Вот так, без всякого архитектурного плана, появился первый район Караганды, который люди назвали Копай-город.
Первый храм
Зимой не хоронили – не было сил. Тела оставались лежать на дороге
Однажды, в середине 1930-х, в Караганду из села приехала пожилая супружеская пара. Они ходили по базару и осторожно спрашивали у людей, не знают ли они, где в Караганде можно найти священника. Им указали на одного. Придя к нему, они сказали, что у них сохранился антиминс из их теперь уже закрытой церкви, богослужебные сосуды и облачение. Предложили взять все это и начать служить. Но священник отказался наотрез, потому что недавно вышел из заключения и, видимо, сильно боялся опять попасть туда. Тогда нашли они еще одного батюшку – священника Иакова Пенькова. Тоже недавно освободился из Карлага. Отец Иаков стал тайно служить по домам прихожан, нередко службы совершалась в землянке одного верующего. Этот человек, Иван Семенович Тимаков (в монашестве Евфимий), позже сам стал священником и монахом, умер в возрасте 103 лет в Караганде. Вот как вспоминал отец Евфимий об этих службах: «Для молитвы собирались тайно по домам. Служили и у меня в землянке. Батюшка велел никому не говорить о службах, только ‟своим”, надежным. Вот прослышали о том бабки, просятся: «Причасти ты нас, только причасти, мы никому не скажем!» Как таким откажешь. Батюшка причастит. Они выходят из землянки на свет, крестятся и – громко так: ‟Слава Тебе, Господи, как хорошо! Помолились, причастились, а батюшка какой хороший, а певчие как поют!” Вот так, никому не сказали». Отцу Иакову запрещали служить, угрожая новым арестом, но он отвечал: «Я дал обет Богу и буду служить». В конце 1930-х он был арестован и расстрелян. В 1938-м году из Гулага вышел священник Владимир Холодков. Он приехал в Караганду, где в это время находилась его семья. О нем сохранилось очень мало воспоминаний, известно только, что часть своего десятилетнего срока он провел на Соловках.
Отцу Иакову запрещали служить, но он отвечал: «Я дал обет Богу и буду служить»
Во время войны отец Владимир добился от властей разрешения молиться открыто. В землянке, уже несколько расширенной, собиралось до 500 человек. Даже приезжал архиерей. В то время на Казахстанской кафедре служил священноисповедник Николай (Могилевский). Отец Евфимий так вспоминал об этом: «Приезжал он к нам, посмотрел он на все это и говорит: ‟Вот в Караганде какой народ: работают под землей, живут под землей и молятся под землей”. Служил владыка снаружи, в землянке народ не помещался».
Строительство храма
Храмы бывают каменные и деревянные, а храм Архангела Михаила в Караганде – земляной. Негде было взять кирпич и бревна, поэтому сбивали деревянные щиты, один Господь знает, где находили хотя бы этот материал, из них делали стены, устанавливая их, как несъемную опалубку, а пространство между ними засыпали землей и плотно утрамбовывали. Работали прихожане после тяжелых смен в шахте или на заводе. Идти домой сил не было, ночевали прямо в строящемся храме. В 1950-е годы, уже при следующем настоятеле, отце Иоанне Певунове, пристраивали небольшие приделы с северной и южной сторон храма. Сохранилось воспоминание одной прихожанки. После тяжелой работы все спали в храме. Проснувшись среди ночи, она увидела, что отец Иоанн молится. Обращаясь к нему, она спросила, почему он не ложится спать, на что тот ответил ей, чтобы она ложилась и спала, а он помолится еще. Вот таким самоотверженным трудом и подвижнической молитвой был возведен храм. В 1957-м году управляющий Казахстанской епархией архиепископ Иоанн посетил Караганду. 2 февраля в храме Архангела Михаила он совершил всенощное бдение, а на следующий день – чин освящения храма.
Настоятели
***
Десятки тысяч карагандинцев крестились, венчались, причащались и молились в Михаило-Архангельском соборе Караганды. И сегодня он стоит – этот храм-исповедник, свидетель трагических событий нашей истории и очевидец героической жизни простых верующих людей, чьими молитвами и мы, с верою и благоговением входящие под его своды, надеемся приобрести Царство Небесное!
21 ноября 2017 г