Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Ка­зах­стан­ских и Ал­ма-Атин­ских празд­ну­ет­ся в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 3 (16) сен­тяб­ря.

В 1930-х – 1950-х го­дах в Ка­зах­стане на­хо­ди­лось од­но из са­мых страш­ных под­раз­де­ле­ний ГУЛАГа – Кар­лаг (Ка­ра­ган­дин­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь). Сре­ди его уз­ни­ков бы­ло нема­ло пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев, свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и ми­рян, при­няв­ших смерть за Хри­ста. В на­ча­ле XXI ве­ка уда­лось со­брать мно­же­ство ма­те­ри­а­лов о по­дви­гах ка­зах­стан­ских но­во­му­че­ни­ков.

В фев­ра­ле 2008 го­да мит­ро­по­лит Аста­най­ский Ме­фо­дий (Нем­цов) по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние пат­ри­ар­ха Алек­сия II на уста­нов­ле­ние от­дель­но­го дня празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, по­стра­дав­ших на зем­ле Ка­зах­ста­на. Празд­но­ва­ние ре­ше­но бы­ло про­во­дить в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле дня па­мя­ти пер­во­му­че­ни­ка Ка­зах­стан­ской зем­ли – епи­ско­па Вер­нен­ско­го Пи­ме­на. Празд­но­ва­ние Со­бо­ра бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов по пат­ри­ар­ше­му бла­го­сло­ве­нию 28 фев­ра­ля 2008 го­да.

Русская Православная Церковь, подвергшаяся в ХХ веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и жестокости превзошли гонения первых христиан, явила всему миру сонм новомучеников и исповедников, подвигом своей жизни засвидетельствовавших верность Христу.

ХХ век – период небывалых в истории гонений на Русскую Православную Церковь.  Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, поставивший Церковь в бесправное положение. Системные жесточайшие гонения на верующих длились в течение всего советского периода, т.е. семидесяти лет. Но это же время явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явились «солью земли» (Мф.5, 13) и «светом миру» (Мф.5, 14), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени.

Большевистский террор в Казахстане коснулся, прежде всего, верующих людей, первым мучеником из числа которых стал епископ Вернеский и Семиреченский Пимен (Белоликов; †16.09.1918). В те же лихие годы были уничтожены самые авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой. Подверглись осквернению и разрушению материальные памятники христианской культуры: монастыри, храмы, часовни, церковные школы и библиотеки. В период изъятия церковных ценностей безвозвратно утрачены прекрасные образцы православного искусства: богослужебные сосуды, чудотворные иконы, древние книги, облачения священнослужителей.

Нескончаемыми эшелонами были вывезены в Казахстан лучшие люди из всех республик СССР, среди которых – множество духовенства, монашествующих и мирян. Пройдя все круги ГУЛАГа, претерпев страшные мучения, они взошли на Небо.

Для тех же, кто не был убит, Казахстан стал второй родиной. Преподобный Севастиан Карагандинский, святитель Николай Алма-Атинский и старец-митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; †4.09.1975) полюбили эту землю и остались здесь служить Богу и людям.

Все мученики и исповедники Казахстана ХХ века – это неувядающая слава Церкви Христовой, это та духовная основа, на которой возрождается ныне церковная жизнь во всей полноте: строятся храмы, осуществляется миссионерское, молодежное, социальное, тюремное служение.

Мученики и исповедники Казахстана ХХ века – это наше благодатное духовное наследие, которое мы призваны творчески использовать, полагая все свои силы на сохранение и укрепление мира и духовного согласия на благословенной земле Казахстана, принявшей и согревшей в безвременье гонимых жестокой рукой безбожников представителей разных народов и вероисповеданий.

Закончился ХХ век, давший миру этот обильный и прекрасный "плод спасительного сеяния" Христова, и в настоящее время все мы являемся свидетелями великого чуда возрождения гонимой и, казалось бы, почти целиком уничтоженной Церкви.

Но для нас, казахстанцев, это возрождение дает основание для сугубого торжества, ибо на земле, не имевшей до настоящего времени ни одного явленного святого, совершилось беспрецедентное событие - прославление целого сонма святых новомучеников и исповедников Казахстанских.

В прошедшем столетии Казахстан стал голгофой России. Земля его, приняв в свои недра тела тысяч и тысяч новых страдальцев за Христа, является сплошным Антиминсом.

И можно с уверенностью сказать, что нет здесь ни одного города и ни одной веси более или менее значительной, в которых в ушедшем ХХ веке не приносилась бы Богу молитва находившихся там в ссылках и лагерях и обретших в этих пределах вечный покой чад Русской Православной Церкви.

Свет их великой любви указывает нам путь ко спасению, их стоянием в Истине приобретена для нас возможность церковной жизни сегодня. Благодаря их жертвенному подвигу укрепилась Православная Церковь в Казахстане, украсилась их кровью и приобрела в Небесных Обителях молитвенников и ходатаев за всех тех, кто ныне еще совершает свое земное странствие на месте их святых страданий