Всечестные отцы, дорогие братия и сестры!

Вновь мы с вами вступаем на спасительные стези поста, подготавливающего нас к празднику мира и Божией любви – Рождеству Христову.

 

 

По слову святителя Иоанна Златоуста: «Ныне – время умилостивления, – не будем же опускать благоприятного случая; время покаяния в грехах – поспешим же воспользоваться этой благодатью. Будем воздерживаться от пищи, а прежде всего – от грехов: освобождение от зла – первое из благ».

Рождественский пост – время особого духовного переживания библейских событий, связанных с пришествием на землю Господа Иисуса Христа. Каждый верующий имеет возможность в эти святые дни, очистив свою душу, приобщиться к тайне пришествие Спасителя. 

Начиная сорокадневный путь поста, православный христианин должен задать себе вопрос, что же нужно сделать в течение этих дней, чтобы действительно измениться к лучшему, исправить образ мыслей, очистить чувства, укрепить волю к добродетели. Святые отцы, размышляя на эту тему, говорят, что непременным условием внутреннего духовного возрастания является познание самого себя, видение своих грехов и добродетелей, слабых и сильных сторон своей личности в свете евангельской правды. Преподобный Никита Стифат учит нас в «Добротолюбии»: для того, чтобы человек мог разобраться в собственной внутренней духовной жизни необходимы два важных условия – это отстраненность от повседневной суеты и испытание своей совести. 

Преодолеть суетность в своей жизни мы можем лишь одним способом – впустив Бога во всю нашу жизнь, освятив молитвой и призыванием благодати Святого Духа каждый час своего существования. Также важно помнить о ценности времени, о его скоротечности. «Что дороже всего на свете? – спрашивает своих духовных чад преподобноисповедник Севастиан Карагандинский, и отвечает. – Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время! Чем не дорожим и пренебрегаем больше всего? Временем! Потеряем время – потеряем себя! Потеряем все!». Период поста как нельзя лучше подходит для совершенствования в молитве и богомыслии, как сказал об этом преподобный Марк Подвижник: «Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

Испытание совести, погружение в глубины своей души является необходимой подготовкой к таинствам Исповеди и Причащения. Нельзя легкомысленно относиться даже к самым незначительным проступкам или греховным помыслам. Священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский, предупреждает нас: «Если мы не позаботимся вовремя избавиться от грехов, то они обратятся в страсть и свяжут нашу душу так, что потом она уже будет бессильна освободиться от них». Поэтому в дни Рождественского поста постараемся как можно чаще участвовать в таинстве Покаяния и с усердием приобщаться святых Христовых Таин, исцеляющих раны, нанесенные нам грехами.  Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о таинстве Евхаристии: «Это таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом». 

Одной из распространяющихся сегодня среди православных христиан греховных привычек стало уклонение от посещения храма в воскресные и праздничные дни, особенно это проявляется в нежелании посещать всенощные бдения в канун значимых церковных торжеств. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом: «Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве». А святитель Иоанн Златоуст строго обличает такое нерадение: «Невозможно, невозможно столь беспечному и нерадивому получить когда-нибудь прощение, хотя бы он тысячекратно ссылался на нужды житейских дел. Разве не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее?». Наступающий пост является тем временем, когда мы с Божией помощью сможем преодолеть эту греховную леность и полюбить церковные службы всем своим сердцем. 

«Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость», – подытоживает многовековой опыт подвижников святитель Игнатий (Брянчанинов), а святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?». На протяжении всего времени существования Церкви дни постов знаменовались сугубым исполнением дел милосердия, различными видами помощи нашим ближним, поддержкой и утешением страждущих. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17), – обращается к нам с напоминанием апостол Иаков. 

Каждый из нас переживает за свою жизнь, за благополучие родных и близких, тревожится за будущее детей и внуков, и хочет видеть мирное небо над головой. Но важно помнить, что наше тихое и безмолвное житие зависит от нас самих. Приснопамятный старец-митрополит Иосиф (Чернов) так говорил об этом: «Мы должны быть носителями добра, святой, высоконравственной жизни, кротости. Собой мы должны воплощать идеалы Христовы на земле. Тогда не будет места злу, оно исчезнет. Исчезнет и не вернется этот опасный недуг греховного человечества. Наступит радостная и счастливая жизнь, и воцарится на земле истинный мир Христов». 

В самом начале Рождественского поста ободримся глубокими словами святителя Николая Алма-Атинского: «Забудем же в эту священную минуту все наши горести, все наши заботы, обратимся всем сердцем к Господу, Который сходит на землю из-за безмерной любви Своей к нам, и встретить Которого мы сейчас уже заранее готовимся постом и молитвою».

Желаю всем нам в спасительные дни Рождественского поста укрепляющей помощи Божией. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Флп. 4:23).



ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЗАХСТАНА
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ