В рамках подготовки общественного сознания населения к мягкому восприятию до недавнего времени чуждой нам «культуры» чудовищ, зомби и вурдалаков в широкий прокат вышла вторая часть мультфильма «Монстры на каникулах», в котором всевозможные злодеи представлены милыми и добрыми существами. Отречение от воли родителей, пошлость, извращения, смерть как повод для шуток – всё это, к сожалению, уже даже ставшее привычным, присутствует и в новом творении американской киноиндустрии. Но для понимания используемой технологии «промывки мозгов» разберём эту картину подробно.
Мультфильм «Монстры на каникулах» (в английском варианте – «Отель Трансильвания») повествует о сынеВлада Дракулы – Дракуле-младшем и его взрослой дочери Мейвис. В первой части Граф, опасаясь людей, спрятал свою дочь от окружающего мира в комфортном для всех чудовищ отеле «Трансильвания», в котором уборкой занимаются ведьмы, готовит горбун Квазимодо с обожаемой крысой Эсмеральдой, поет Призрак Оперы, а черновую работу выполняют зомби. Но на 118-ый день рождения дочери случается две неприятности: первая – в отель попадает человек, Джонатан – американский турист; второе – Мейвис влюбляется в этого самого Джонатана.
Во второй части мультфильма главные герои вампир Мейвис и человек Джонатан поженились и родили ребенка Дениса. Дракула пытается сделать из своего внука истинного кровопийцу, но последний ведет себя как обыкновенный человек, и Граф идет на риск, чтобы «пробудить силу чудовища во внуке и научить его быть монстром». Собственно, быть монстром в морально-нравственном смысле – это главное, чему учит картина.
Начнём с того, что количество смертей и откровенно неприятных сцен, от которых морщится даже взрослый зритель, в мультфильме просто зашкаливает. Например, в первой части оборотень просто съел стадо овец, которое преграждало дорогу главным героям, смачно рыгнув шерстью. Во второй части юный зритель услышит вот такую колыбельную – «зомби придут, и голову оторвут, ручки-ножки пополам…». Ну и бесконечное количество падений, шлепков, ударов – в том числе в область паха с последующей демонстрацией страданий героев. А вот так выглядит праздничный торт девочки-вампира.
Второе, что надо отметить – это огромное количество пошлости. Например, весьма «забавно» деткам показали первую брачную ночь невидимок – продавленная постель и «чмокающие» звуки. В другой сцене к Графу, принарядившемуся женщиной, стал приставать местный врач, причем смотря исключительно на попу первого. Есть ещё женщина-скелетик с ее ревнивым мужем и намёки на некрофилию – когда в первой части зомби уносит манекен женщины, Граф требует его оставить ношу и обзывает упыря «некрофилом».
Пусть это вас не удивляет, но пока мы затронули только верхушку айсберга деструктивных программ, заложенных в этом голливудском продукте для детишек всего мира.
Внешняя сторона сюжетов может показаться вполне благообразной. В первой части основной посыл связан с тем, что нельзя держать детей в своем замкнутом мирке, так как они всё равно захотят «выпорхнуть из гнезда» и завести свою семью. Вторая часть повествует о том, что детей невозможно переделать под себя.
Но то, что проходит в картине по умолчанию, полностью нивелирует весь положительный смысл, превращая его в своеобразное «информационное прикрытие» для деструктивных идей, закладываемых в сознание зрителя:
- Всё традиционное – устарело и стало не актуальным, фортуна на стороне новой моды, нового мира, нового порядка.
- Любовь (точнее, влечение с первого взгляда) сильнее и важнее всего на свете, «зов сердца» у своих детей родитель должен непременно трактовать как великую любовь и принимать её абсолютно любой, даже если это не совпадает с его мировоззрением, общественными законами и здравым смыслом.
- Любовь не имеет «нормы», ты можешь быть влюблен даже в собачку, или монстра непонятной расы – это твое право.
- Один ребенок для семьи – это норма; больше детей – это катастрофа.
- Необходимо толерантно относиться к любым отклонениям от нормы, избегая давать нравственные оценки «хорошо/плохо».
Давайте проследим на конкретных примерах, как именно эти смысловые блоки доносятся до сознания юного зрителя.
1. Всё традиционное – старое и ненужное, фортуна на стороне новой моды, нового мира, нового порядка.
Вся первая часть посвящена тому, как молодой парень Джонатан, единственный молодой человек в отеле монстров, устраивает праздник для совершеннолетия Мейвис. Он устраивает танцы, катания и игры, вместо скучных упражнений, вместо блюзовой баллады он поет рок. Он зарабатывает признание и уважение со стороны всех монстров, а Мэйвис окончательно в него влюбляется.
И дело не в том, что у разных личностей разный вкус: в мультфильме все показано так, будто бы это единственная норма, и все соглашаются с Джонатаном, даже Граф. Всё, что считается классическим, спокойным, традиционным, осмысленным мгновенно отметается силой молодости.
2. Любовь (точнее, влечение с первого взгляда) сильнее и важнее всего на свете, «зов сердца» у своих детей родитель должен непременно трактовать как великую любовь и принимать ее абсолютно любой, даже если это не совпадает с его мировоззрением, общественными законами и здравым смыслом.
Это основной посыл первой части фильма. Жена Графа в самом начале картины погибает от рук людей, но именно человека он должен принять в свою семью по внезапному хотению дочери.
Причём, любовь Мейвис и Джонатана не была доказана ни одним испытанием, всё ради этой любви сделал только Граф: он изменил своим принципам, прочитал долгую и пафосную речь перед другими монстрами, которые сотни лет боялись людей, а теперь должны найти человека и привести в свой дом. И всё это просто потому, что дочь Графа сказала, что в сердце у неё был «Дзынь» (символ любви, по сюжету мультфильма). Этот мифический «дзынь», возникший практически на ровном месте, и стал главным аргументом для нарушения всего устоявшегося порядка.
Если раньше в мультфильмах чтобы показать возникновение любви между персонажами, сценаристы заставляли их проходить испытания, доказывающие крепость их чувств, то теперь героям нужно просто сказать про «дзынь» в сердце, и уже все вокруг должны рисковать жизнью и нарушать уклад, который веками складывался. Апогеем этого абсурда становится фраза из второй части мультфильма:
- Ты бы не хотел, чтобы я выходила замуж за человека…
- Человек, вампир, единорог – лишь бы ты была счастлива!
3. Любовь не имеет «нормы», ты можешь быть влюблен даже в собачку, или монстра непонятной расы – это твое право.
Во второй части негативные тенденции, оправдываемые «силой любви», доводятся до своего закономерного итога. Помимо продемонстрированных межмонстро-человеческих браков среди второстепенных персонажей, даётся наглядно понять, что Денис – сын главных героев Мейвис и Джонатана – испытывает симпатию к человекообразной волчице Винни. То, что между двумя персонажами происходит нечто большее, чем дружба, заметно по тому, как Винни постоянно облизывает Дениса, а попытка злодея её толкнуть наконец-то включает спавшие у Дениса вампирские силы, которые не просыпались весь мультфильм, несмотря на старание родственников. Постоянные касания и финальные обнимания этих героев также выдают то, что третья часть, скорее всего, будет о любви вампира-человека и человекоподобной волчицы.
4. Один ребенок для семьи – это норма; больше детей – это катастрофа.
Семьянином у нас является Вольфыч. Он выглядит всегда усталым, сутулым и «помятым (потрёпанным)» семейной жизнью.
У него много детей. Они без конца проказничают, балуются, дерутся и шкодят окружающим, за что Вольфычу всегда приходится извиняться или платить за нанесённый ущерб. А вот так проходит каждая его ночь:
Явно дискредитирующий образ многодетной семьи демонстрируется и когда показывают их спящими: отец с красными от недосыпа глазами терпит то, что дети окружили его и то сосут его шерсть, то поливают слюной, то просто спят на нем всей кучей, не давая уснуть. В одной из финальных сцен первой части выясняется, что нужен нюх волка. В ответ Вольфыч заявляет, что менял подгузники столько лет и уже растерял весь нюх, а когда он пытается созвать своих детей, никто, кроме единственной девочки Винни, его не слушается.
Не вызывает уважения и образ отца главной героини, который изображен самым настоящим «предком» (если на молодежном сленге): он старомоден, туговат в сфере понятий современного мира, такой себе «чудак», абсолютно не понимающий современных подростков.
5. Необходимо толерантно относиться к любым отклонениям от нормы, избегая давать нравственные оценки «хорошо/плохо».
А теперь самое главное: в центре сюжета повествование идёт о том, что всегда считалось злом и имеет соответствующие образы: вампиры, зомби, скелеты, снежные чудовища и прочие. По определению, все эти герои – жестокие и кровожадные убийцы. Их внешний вид – это олицетворение негативных качеств, в сказках большинства народов они всегда служили тёмной силой, которая противостоит добру.
Но в мультфильме «Отель Трансильвания» всё перевёрнуто с ног на голову: Дракула – прилежный и ответственный отец; Франкенштейн – чудаковатый, добрый дядя; мумия – весельчак; оборотень – примерный семьянин и т.д То есть заведомое зло наделено хорошими качествами, и наши персонажи преподнесены в качестве примеров для подражания. Люди же показаны в начале фильма злыми, жестокими и дикими, они уничтожают любого, кто на них не похож.
Граф Дракула со своей женой счастливо жили в своем замке, но люди, узнав о том, что они вампиры, напали на замок. Граф пытался с ними поговорить, рассказать, что он не плохой и человеческую кровь не пьет уже столетиями, но людям было всё равно, они подожгли замок и убили тем самым его жену, оставив Мейвис сиротой. Эта же тема продолжается, когда Джонатан пытается добиться руки Мейвис у Графа:
- На дворе 21-ый век. Люди изменились!
- Ты хочешь сказать, что сейчас не будет никого, кто не будет нас ненавидеть?
- Нет… вы правы…
То есть происходит подмена понятий добра и зла. Какая каша из нравственных оценок будет в сознании ребёнка после просмотра таких мультфильмах?
Если копнуть глубже и взглянуть глобальней, то – монстры это меньшинство, которое скрывается от злого большинства (людей). И этому злому большинству предстоит измениться и принять меньшинство, которое хоть и выглядит, как откровенное зло, но на самом деле – якобы милое и доброе (ничего не напоминает из современных тенденций, продвигаемых западом в гендерной сфере?).
В конце первой части мультфильма: люди помогают и поддерживают Дракулу, чтобы тот смог найти Джона, а его дочь играет свадьбу с человеком. Во второй части люди и монстры уже мирно сосуществуют. То есть во время всего мультика мы наблюдаем полное признание одних другими, и наоборот. Тем самым продвигается мысль, что надо толерантно относиться к любым отклонениям от нормы, избегая давать нравственные оценки «хорошо/плохо». Создатели мультфильма, по сути, нам говорят: пусть монстры живут среди людей, а люди среди монстров, что в этом плохого? Эдакий симбиоз добра и зла…
Это своего рода «подводная поведенческая мина», приняв которую человек утрачивает способность отличать хорошее от плохого и в результате теряет какое-либо понимание того, что такое норма. Посеяв подобное зёрнышко в сознание ребёнка, в дальнейшем его уже будет несложно убедить в чём угодно.
Таким образом, посылы мультфильма более чем понятны: смешение понятий добра и зла, дискредитация образа многодетной семьи, подростковая извращенная «любовь» и то, что родители должны принимать подобные «особенности» своих детей и всеми способами способствовать их нетрадиционному «счастью». Особенно на фоне злого и жестокого мира, который не принимает инакомыслящих.
Напоследок продемонстрируем периодически встречающуюся в мультфильме резкую смену выражения лица Дракулы. На протяжении беседы он обычно абсолютно спокоен, доброжелателен и улыбчив… Но очень часто, буквально на несколько секунд, он становится таким. А потом его лицо опять возвращается к прежнему состоянию.
признаки вредного мультфильма:
– Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
– В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
– В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
– В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
– Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив.
– В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
– В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.
http://whatisgood.ru/tv/cartoons/multfilm-monstry-na-kanikulax-vospityvaem-tolerantnost-k-zlu/