Всех вас приветствую и поздравляю с пятым воскресеньем Великого поста. В этот день мы особенно вспоминаем имя святой преподобной Марии Египетской, великой подвижницы древней Церкви, — той самой, житие которой мы слышали на минувшей седмице, когда за богослужением утрени читался полностью Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

Образ преподобной Марии Египетской, ее личность представляется современному сознанию чем-то совершенно невозможным, фантастическим, тем, что никогда и ни при каких условиях не может реализоваться в жизни современного человека. Но все то, что совершила святая Мария Египетская, — это достояние церковного предания, которое передается верующими из поколения в поколение. А это значит, что достижение ангелоподобного состояния возможно и в условиях нашего ограниченного физического земного бытия.

Святая преподобная Мария спасалась в пустыне. Большинство из нас живут в миру, в крупных или не очень крупных городах, в различных населенных пунктах, — там, где господствует жизнь, устроенная не по закону Евангелия, а по стихиям мира сего. А потому очень непросто в этих условиях не только достичь примера святой преподобной Марии Египетской, но хотя бы встать на путь духовного совершенствования. И очень часто мысли, почерпнутые нами из Евангелия, благодать, которую мы почувствовали во время Литургии и которая вознесла нас к горнему, позволяя ощутить Божественное величие, — все это разрушается от соприкосновения с каждодневной реальностью через наши грехи, слабости, несовершенства.

Не случайно сегодня, в пятую Неделю Великого поста, нам предлагается евангельское чтение от Марка, в котором повествуется о беседе Спасителя с учениками (Мк. 10, 32-45). Господь шел на праздник пасхи в Иерусалим — это была четвертая пасха за время Его общественного служения. Годом ранее Иисус Христос не ходил в святой город на этот праздник, потому что уже тогда фарисеи, первосвященники и книжники замышляли уловить Его, обвинить в богохульстве и казнить. Тогда Спаситель отказался от паломничества в Иерусалим, потому что, по Его словам, еще не исполнилось время (Ин. 7, 6). Но в преддверии Своих страданий Господь вступает в этот город задолго до праздника пасхи. Он приходит туда зимой — по нашему исчислению, в декабре месяце, — чтобы участвовать в празднике обновления храма, и тут же сталкивается со злобой, коварством, завистью сильных мира сего, правителей народа израильского. Тогда Господь удаляется из Иерусалима в заиорданскую область и там, в отдалении от иудейской столицы, пребывает несколько месяцев. Очень многие Его поучения, слова, притчи были сказаны именно там в преддверии четвертого празднования пасхи.

Наконец, наступает время, когда нужно было идти в Иерусалим. Ученики Его идут туда со страхом и трепетом, как повествует сегодняшнее евангельское чтение, — их томят предчувствия, что этот праздник закончится для них трагически. И чтобы ободрить учеников, подготовить к тому, что произойдет в Иерусалиме, Господь говорит им, что действительно многое предстоит претерпеть Сыну Человеческому: и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его (Мк. 10, 34), — и тут же дает им великое свидетельство о том, чтов третий день Он воскреснет.

То была совершенно особая атмосфера общения Спасителя с апостолами, к которым были обращены Его великие пророческие слова о том, что произойдет! Казалось бы, для апостолов, соприкоснувшихся с Божиим замыслом о спасении человека, все прочее должно отступить на второй план. А что же происходит в этот самый торжественный и по-своему трагический момент? — К Учителю подходят два Его ученика, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и говорят: Господи! Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую(Мк. 10, 37). Что это? — А это то, что с нами происходит сплошь и рядом. Соприкосновение с Божиим величием, с глубиной и силой Божиего замысла о мире и человеке, который открывается нам в Слове Божием, в Божественной литургии, в таинстве Евхаристии, разрушается от соприкосновения с каждодневными человеческими помыслами и вожделениями.

Но Господь даже эти несвоевременные и не соответствующие моменту слова апостолов обратил ко благу, сказав то, что каждый христианин должен хранить в сердце как Божию заповедь: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10,43-45).

В этих словах содержится Божия воля о людях, особенно о тех, кто имеет власть. Конечно, прежде всего это относится к апостолам, а значит, к Церкви, потому что чуть ранее Спаситель говорит: почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так (Мк. 10,42). Поэтому в Церкви не может быть господства и власти, подобной светской: в Церкви может быть только служение любви и Божией правде. Но поскольку церковное служение осуществляется в мире греховном, то, как замечательно сказано в молитве при рукоположении епископа, которую мы сегодня читали над главой новопоставляемого иерарха [4], архиерею Божиему приходится и наказывать неразумных, делая это, однако, с мудростию и любовью.

Свидетельство о Божией правде и провозглашение Божией воли должно осуществляться всегда мирно, с любовью, ибо не подобает рабу Господню сваритися (2 Тим. 2, 24), как слышали мы также сегодня в исповедании веры нового епископа, но следует тем не менее управлять вверенной паствой и жезлом. Именно поэтому от иерархов Церкви, от ее служителей требуется особая мудрость и особая сила духовного опыта — чтобы не допустить ошибки, чтобы никогда не прибегать к силе, вразумляя оступающихся, но даже наказывать так, чтобы все служило делу Божиему и славе Божией. Потому что все, что делает епископ или священник, все, что делает Церковь, направлено на служение ближним, на спасение людей.

Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Я не верю, чтобы мог спастись кто-то из тех, кто не служит спасению ближнего». Никто — ни иерарх, ни священник, ни мирянин — не может обрести личного спасения, если он не содействует спасению своих ближних. И никакие человеческие соблазны, никакие сиюминутные цели не должны закрывать перед нами величия и красоты Божиего замысла о спасении мира. На примере апостолов Иакова и Иоанна следует понять, что наши человеческие страсти не должны мешать служить делу спасения наших ближних. Вразумленные словами Господа: между вами да не будет так (Мф. 20, 26; Мк. 10, 43) — укрепимся в служении спасению ближних своих и своему собственному спасению.

Аминь.