Переславль-Залесский был основан в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Город расположился на низком ровном берегу реки, названной Трубеж, недалеко от ее впадения в озеро Клещино (теперь Плещеево).
До Переславля на берегу озера уже был основан небольшой укрепленный городок, его земельные валы сохранились на холме у села Городище. Но и он был не первым поселением в этих местах. Археологами найдены стоянки первобытных людей на берегах Плещеева озера - богатые рыбой и дичью места постоянно влекли сюда человека.
Вокруг Переславля был возведен высокий земляной вал, на вершине которого поставили деревянные стены протяженностью около 2,5 км, а у подножия города, там, где не было реки, выкопали ров. Таким образом, он был защищен со всех сторон.
Внутри крепости, за северной частью вала, в 1152-1157 гг. был сооружен белокаменный Спасо-Преображенский собор, ныне являющийся древнейшим памятником архитектуры в Центральной России.
Спасо-Преображенский собор
У древних земляных валов возвышается белокаменный Спасо-Преображенский собор - древнейший архитектурный памятник города. Собор был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году, одновременно с основанием Переславля. Строительство его было закончено через пять лет Андреем Боголюбским.
Спасо-Преображенский собор был не только главным храмом города, но и усыпальницей переславских князей. В нем погребены сын и внук Александра Невского: Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич (последний переславский князь).
Строгим и мужественным ликом собор напоминает воина-богатыря. Убранство есть только в верхних частях барабана и апсида - аркатурный пояс и городчатый поясок. Здание построено из белого известняка. При строительстве храма применялась техника кладки того времени: хорошо отесанные каменные блоки выкладывались в два параллельных ряда, промежуток заполнялся валунами, битым камнем и заливался известью. В стены заложены деревянные связи-стяжки. Фундамент не очень глубокий, но широкий и выложен из бутового камня на известковом растворе. Строители так возвели храм, что при громадном весе он стоит "не шелохнувшись" более 800 лет. Во время археологических раскопок был обнаружен пол из майоликовых плиток, скрытый под ныне существующим полом.
Храм четырехстолпный в плане с тремя выступающими полукруглыми апсидами и одной главой. Четкое геометрическое построение плана и ясность конструкций хорошо видны на фасадах здания, расчлененных ступенчатыми лопатками с плавными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внутри собор был расписан. Древние стенописи не сохранились, лишь небольшой фрагмент переславских фресок XII века можно увидеть сейчас в Москве в Историческом музее. В прошлом в соборе находилось немало первоклассных произведений живописи и прикладного искусства. Часть из них хранится сейчас в Переславском музее, а наиболее древние увезены в Москву: храмовая икона Преображения, приписываемая Феофану Греку, заняла место в экспозиции Третьяковской галереи; серебряный потир - дар Юрия Долгорукого - является одним из древнейших экспонатов Оружейной палаты. У западной стены собора - хоры, на которые раньше попадали через заложенную ныне дверь в северной стене. Мраморный иконостас и металлическая лестница на хоры сделаны в прошлом веке.
На протяжении более чем 800-летнего существования собор несколько раз был разграблен и поврежден вражескими отрядами, которым удавалось врываться в город. Но наши предки заботливо восстанавливали его (обновлен в 1403, 1442, 1626, 1662 гг., восстановлено позакомарное покрытие, обветшавшие камни заменены новыми).
Собор хорошо сохранился до наших дней, почти не изменив своих первоначальных форм, характерных для ранних построек Владимиро-Суздальской земли, и является редчайшим памятником древнерусской архитектуры.
Спасо-Преображенский собор был не только главным храмом города, но и усыпальницей переславских князей. В нем погребены сын и внук Александра Невского: Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич (последний переславский князь).
Строгим и мужественным ликом собор напоминает воина-богатыря. Убранство есть только в верхних частях барабана и апсида - аркатурный пояс и городчатый поясок. Здание построено из белого известняка. При строительстве храма применялась техника кладки того времени: хорошо отесанные каменные блоки выкладывались в два параллельных ряда, промежуток заполнялся валунами, битым камнем и заливался известью. В стены заложены деревянные связи-стяжки. Фундамент не очень глубокий, но широкий и выложен из бутового камня на известковом растворе. Строители так возвели храм, что при громадном весе он стоит "не шелохнувшись" более 800 лет. Во время археологических раскопок был обнаружен пол из майоликовых плиток, скрытый под ныне существующим полом.
Храм четырехстолпный в плане с тремя выступающими полукруглыми апсидами и одной главой. Четкое геометрическое построение плана и ясность конструкций хорошо видны на фасадах здания, расчлененных ступенчатыми лопатками с плавными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внутри собор был расписан. Древние стенописи не сохранились, лишь небольшой фрагмент переславских фресок XII века можно увидеть сейчас в Москве в Историческом музее. В прошлом в соборе находилось немало первоклассных произведений живописи и прикладного искусства. Часть из них хранится сейчас в Переславском музее, а наиболее древние увезены в Москву: храмовая икона Преображения, приписываемая Феофану Греку, заняла место в экспозиции Третьяковской галереи; серебряный потир - дар Юрия Долгорукого - является одним из древнейших экспонатов Оружейной палаты. У западной стены собора - хоры, на которые раньше попадали через заложенную ныне дверь в северной стене. Мраморный иконостас и металлическая лестница на хоры сделаны в прошлом веке.
На протяжении более чем 800-летнего существования собор несколько раз был разграблен и поврежден вражескими отрядами, которым удавалось врываться в город. Но наши предки заботливо восстанавливали его (обновлен в 1403, 1442, 1626, 1662 гг., восстановлено позакомарное покрытие, обветшавшие камни заменены новыми).
Собор хорошо сохранился до наших дней, почти не изменив своих первоначальных форм, характерных для ранних построек Владимиро-Суздальской земли, и является редчайшим памятником древнерусской архитектуры.
Горицкий монастырь
Горицкий монастырь основан в XIV в. при Иване Калите. Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. Первые постройки монастыря не сохранились. Существующий ансамбль сложился в XVII-XVIII вв. В 1744 г. монастырь превратился в резиденцию епископа Переславской епархии. И развернулось большое строительство. Были возведены новый Успенский собор, колокольня, перестроены монастырские стены.
Самая высокая стена обращена на юг и прорезана тремя рядами бойниц. Восьмигранная башня завершается деревянным шатром. Вместо традиционной воротной башни вход в монастырь отмечают двое ворот. Над святыми воротами - Никольская церковь, рядом - ворота проездные. Между ними - палата с тремя окнами.
Крупнейшее здание монастыря - Успенский пятиглавый собор с приделами. Внутреннее убранство этого собора уникально. Настенная роспись сочетается с лепниной, скульптурными изображениями голов херувимов и эмблемами императриц Елизаветы и Екатерины II. Над украшением храма трудились мастера, присланные из Ново-Иерусалимского монастыря, расположенного под Москвой. Подлинный шедевр - золоченый многоярусный иконостас Успенского собора, сделанный московскими резчиками под руководством Якова Жукова.
В ансамбле монастыря, по традиции, трапезная с Всесвятской церковью, хозяйственные постройки, кельи и обязательно - колокольня. В конце XVIII в. колокола из Горицкого монастыря перевезены в Петербург для колокольни Петропавловской крепости.
В 1966 г. в Горицкий монастырь перевезли деревянные часовни XIX в. из д. Фонинское и д. Старово. Они дают представление о том, как выглядели в прошлом веке часовни в деревнях и у дорог Центральной России.
В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Из сорока семи залов музея почти половина занята картинной галереей. Представлены Шишкин, Маковский, Юон, Коровин и другие мастера русской живописи. Телефон музея: (48535) 38100. Часы работы: с 1 октября по 1 мая 10.00–17.00; с 1 мая по 1 октября 10.00–18.00. Выходной — вторник (не работает художественный отдел). Последний понедельник месяца — санитарный день.
Самая высокая стена обращена на юг и прорезана тремя рядами бойниц. Восьмигранная башня завершается деревянным шатром. Вместо традиционной воротной башни вход в монастырь отмечают двое ворот. Над святыми воротами - Никольская церковь, рядом - ворота проездные. Между ними - палата с тремя окнами.
Крупнейшее здание монастыря - Успенский пятиглавый собор с приделами. Внутреннее убранство этого собора уникально. Настенная роспись сочетается с лепниной, скульптурными изображениями голов херувимов и эмблемами императриц Елизаветы и Екатерины II. Над украшением храма трудились мастера, присланные из Ново-Иерусалимского монастыря, расположенного под Москвой. Подлинный шедевр - золоченый многоярусный иконостас Успенского собора, сделанный московскими резчиками под руководством Якова Жукова.
В ансамбле монастыря, по традиции, трапезная с Всесвятской церковью, хозяйственные постройки, кельи и обязательно - колокольня. В конце XVIII в. колокола из Горицкого монастыря перевезены в Петербург для колокольни Петропавловской крепости.
В 1966 г. в Горицкий монастырь перевезли деревянные часовни XIX в. из д. Фонинское и д. Старово. Они дают представление о том, как выглядели в прошлом веке часовни в деревнях и у дорог Центральной России.
В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Из сорока семи залов музея почти половина занята картинной галереей. Представлены Шишкин, Маковский, Юон, Коровин и другие мастера русской живописи. Телефон музея: (48535) 38100. Часы работы: с 1 октября по 1 мая 10.00–17.00; с 1 мая по 1 октября 10.00–18.00. Выходной — вторник (не работает художественный отдел). Последний понедельник месяца — санитарный день.
Федоровский монастырь
Федоровский монастырь - один из самых знатных и богатых в прошлом. Но известность он приобрел не сразу. Первые упоминания о нем относятся к XIV в. Монастырь был заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. Битва произошла в день Федора Стратилата.
В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII - XVIII вв. Среди них похожие друг на друга "Старые кельи" и "Новые кельи". Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников. Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря - Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме. Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря.
В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов. Перечислим лишь некоторые из них: мать Петра I Наталья Кирилловна, его сестра Наталья, царица Прасковья Федоровна - жена старшего брата Петра I Ивана. Все они жертвовали монастырю деньги и драгоценные вещи. В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны построена Введенская церковь, а в 1714 г. - Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. В убранстве этих построек чувствуются веяния новой европейской моды, пришедшей с правлением Петра I.
В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII - XVIII вв. Среди них похожие друг на друга "Старые кельи" и "Новые кельи". Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников. Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря - Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме. Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря.
В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов. Перечислим лишь некоторые из них: мать Петра I Наталья Кирилловна, его сестра Наталья, царица Прасковья Федоровна - жена старшего брата Петра I Ивана. Все они жертвовали монастырю деньги и драгоценные вещи. В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны построена Введенская церковь, а в 1714 г. - Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. В убранстве этих построек чувствуются веяния новой европейской моды, пришедшей с правлением Петра I.
Никольский монастырь
Никольский монастырь был основан преп. Димитрием Прилуцким в 1348г. Иноческое житие устраивалось с помощью молитв и советов великого русского подвижника - преподобного Сергия Радонежского, который посетил Переславль в 1354г. В 1367г. преп. Димитрий оставил Переславль и от мирской славы ушел в Вологодские земли. В 1382г. монастырь, как и весь Переславль, был разорен и опустошен татарами, а в 1609г. - поляками и Литвой, но Господь не оставил своей обители и чудесным образом она была вновь возрождена при настоятельстве схимонаха Дионисия (1613-1645 г.г.).
В конце 17в. был сооружен летний собор св. Николая, колокольня. В середине 18в. построена теплая Благовещенская церковь, в конце 18в. - церковь Петра и Павла. Но в конце 18 в. монастырь начал приходить в упадок, а здания ветшать.
В 1898г. Святейший Синод решил сделать монастырь женским. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Антония (из Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской губернии). Всего в обители проживало 11 сестер. Настоятельница и организовала работы по восстановлению древней святыни. Монастырь, требовавший капитального ремонта и огромных материальных вложений, с помощью благодетелей за 4-5 лет превратился в благоустроенную обитель. В этот период были построены 3 дома для священнослужителей, домик для казначея, двухэтажная ризница, произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса, построен двухэтажный корпус с кельями, трапезной, просфорной. Главные же заботы были обращены на благоустройство церквей. Была отреставрирована колокольня, угрожавшая падением. Для монастыря благодетелями были написаны иконы преп. Сергия Радонежского, Иверской Матери Божией, два запрестольных изображения Спасителя, преп. Серафима Саровского; был восстановлен в первоначальном виде храм Благовещения с приделами Сретения и Всех Святых.
Государственный переворот 1917г. на 70 лет прервал жизнь древней православной обители. Были взорваны стены монастыря, Соборный храм Святителя Николая, колокольня и многие постройки. Ничего не известно о судьбах насельниц монастыря. Но "Бог поругаем не бывает", 27 декабря 1993г. решением Священного Синода Московской Патриархии Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея в монастырь прибыли первые насельницы - инокини Толгского Свято-Введенского женского монастыря. Пригодного для жилья помещения не было, но насельницы не отчаивались, и вопреки всем трудностям восстановительные работы начались. На престольный праздник храма "Благовещение" - 7 апреля 1993г. была отслужена первая Божественная Литургия, а 20 апреля 1993г. Божиим промыслом из городского музея были переданы монастырю рака с мощами преп. Даниила, Переславского Чудотворца, что укрепляло дух и сестер и прихожан монастыря. В день преп. Серафима Саровского, 1 августа 1997г., Указом Священного Синода настоятельница монахиня Евстолия была возведена в сан игуменьи монастыря.
В настоящее время сестры Никольской обители живут вековыми обычаями православного монашества, основу которого составляет молитва и труд. В монастыре имеется подсобное хозяйство (огороды, коровы, козы), постепенно обустраивается подворье в с. Годеново Ростовского р-на. Благоустраивается и расчищается территория монастыря. 6 сентября 1996г., в день памяти Петра, Митрополита Московского, засияли на Благовещенской церкви купола и позолоченные кресты. Возобновилась жизнь в двухэтажном келейном корпусе. С помощью благотворителей и жертвователей постепенно из руин воссоздаются стены древнего монастыря.
В конце 17в. был сооружен летний собор св. Николая, колокольня. В середине 18в. построена теплая Благовещенская церковь, в конце 18в. - церковь Петра и Павла. Но в конце 18 в. монастырь начал приходить в упадок, а здания ветшать.
В 1898г. Святейший Синод решил сделать монастырь женским. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Антония (из Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской губернии). Всего в обители проживало 11 сестер. Настоятельница и организовала работы по восстановлению древней святыни. Монастырь, требовавший капитального ремонта и огромных материальных вложений, с помощью благодетелей за 4-5 лет превратился в благоустроенную обитель. В этот период были построены 3 дома для священнослужителей, домик для казначея, двухэтажная ризница, произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса, построен двухэтажный корпус с кельями, трапезной, просфорной. Главные же заботы были обращены на благоустройство церквей. Была отреставрирована колокольня, угрожавшая падением. Для монастыря благодетелями были написаны иконы преп. Сергия Радонежского, Иверской Матери Божией, два запрестольных изображения Спасителя, преп. Серафима Саровского; был восстановлен в первоначальном виде храм Благовещения с приделами Сретения и Всех Святых.
Государственный переворот 1917г. на 70 лет прервал жизнь древней православной обители. Были взорваны стены монастыря, Соборный храм Святителя Николая, колокольня и многие постройки. Ничего не известно о судьбах насельниц монастыря. Но "Бог поругаем не бывает", 27 декабря 1993г. решением Священного Синода Московской Патриархии Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея в монастырь прибыли первые насельницы - инокини Толгского Свято-Введенского женского монастыря. Пригодного для жилья помещения не было, но насельницы не отчаивались, и вопреки всем трудностям восстановительные работы начались. На престольный праздник храма "Благовещение" - 7 апреля 1993г. была отслужена первая Божественная Литургия, а 20 апреля 1993г. Божиим промыслом из городского музея были переданы монастырю рака с мощами преп. Даниила, Переславского Чудотворца, что укрепляло дух и сестер и прихожан монастыря. В день преп. Серафима Саровского, 1 августа 1997г., Указом Священного Синода настоятельница монахиня Евстолия была возведена в сан игуменьи монастыря.
В настоящее время сестры Никольской обители живут вековыми обычаями православного монашества, основу которого составляет молитва и труд. В монастыре имеется подсобное хозяйство (огороды, коровы, козы), постепенно обустраивается подворье в с. Годеново Ростовского р-на. Благоустраивается и расчищается территория монастыря. 6 сентября 1996г., в день памяти Петра, Митрополита Московского, засияли на Благовещенской церкви купола и позолоченные кресты. Возобновилась жизнь в двухэтажном келейном корпусе. С помощью благотворителей и жертвователей постепенно из руин воссоздаются стены древнего монастыря.
Данилов монастырь
Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 году Даниилом, монахом Горицкого монастыря, впоследствии ставшим крестным отцом Ивана Грозного. Инок был похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой.
Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всесвятская церковь с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью.
Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына, будущего царя Ивана IV. Одноглавый Троицкий собор, отделанный белым камнем, спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Фрески Троицкого собора - древнейшие стенописи в Переславле - выполнены артелью костромских мастеров в 1662-1668 годах и представляют значительную ценность. Это свидетельство таланта замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в.
Во второй половине XVII века на средства князей Барятинских были сооружены Всесвятская церковь, колокольня, Трапезная и Братский корпус.
Троицкий Данилов монастырь и по сей день является действующим.
Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всесвятская церковь с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью.
Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына, будущего царя Ивана IV. Одноглавый Троицкий собор, отделанный белым камнем, спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Фрески Троицкого собора - древнейшие стенописи в Переславле - выполнены артелью костромских мастеров в 1662-1668 годах и представляют значительную ценность. Это свидетельство таланта замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в.
Во второй половине XVII века на средства князей Барятинских были сооружены Всесвятская церковь, колокольня, Трапезная и Братский корпус.
Троицкий Данилов монастырь и по сей день является действующим.
Никитский монастырь
Никитский монастырь, расположенный к северу от города на возвышенном берегу Плещеева озера - древнейшая постройка в Переславле, так как он был основан даже раньше города, в начале XII века. Обитель была сооружена в честь Никиты Константинопольского.
Монастырь получил известность во второй половине XII века к моменту смерти Никиты Столпника - переславского чудотворца. До наших дней сохранилась часовня на месте его кельи.
Центром архитектурного ансамбля монастыря является Никитский собор с приделом Никиты Столпника, где и ныне почивают под спудом мощи святого, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Этот храм превосходит по размерам все храмы XVI века. Внушительные стены и башни монастыря (XVI в.) помогали охранять подступы к городу с севера и выдержали польско-литовскую осаду в XVII веке.
С 1993 года монастырь является действующим мужским монастырем.
Монастырь получил известность во второй половине XII века к моменту смерти Никиты Столпника - переславского чудотворца. До наших дней сохранилась часовня на месте его кельи.
Центром архитектурного ансамбля монастыря является Никитский собор с приделом Никиты Столпника, где и ныне почивают под спудом мощи святого, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Этот храм превосходит по размерам все храмы XVI века. Внушительные стены и башни монастыря (XVI в.) помогали охранять подступы к городу с севера и выдержали польско-литовскую осаду в XVII веке.
С 1993 года монастырь является действующим мужским монастырем.