Сегодня 06.10.2024, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:1–12 (зач. 112). Лит. – 2Кор.4:6-15 (зач. 176). Лк.5:1–11 (зач. 17). Предтечи: Гал.4:22–31 (зач. 210 от полу́). Лк.1:5–25 (зач. 2).

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

1.5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

1.9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

1.10. а все множество народа молилось вне во время каждения, –

1.11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

1.14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

1.15. ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

1.16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

1.17. и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

1.18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

1.20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

1.23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Евангелист Лука начинает свой рассказ с упоминания иудейского царя Ирода Великого, что дает нам представление о времени описываемых событий: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета (Лк. 1, 5).

В Иерусалимском храме жрецами, или священниками, могли быть только потомки Аарона из племени Левия. Любой мужчина из этого рода, не имевший физических недостатков, имел право служить в храме. Главной обязанностью священников было совершение жертвоприношений, а также других церемониальных действий храмового богослужения.

Поскольку священников было очень много (некоторые источники указывают на цифру 20 000), то все они были разделены на череды, или как бы мы сейчас сказали – смены. Череда Авия была восьмой из двадцати четырех в списке смен храма.

Жена Захарии – Елисавета тоже принадлежала к священническому роду Аарона и была родственницей Девы Марии.

И Захария, и Елисавета, по замечанию Луки, были праведны пред Богом (Лк. 1, 6), но оставались бездетны.

Поскольку священников было очень много, то такое великое событие, как воскурение благовоний на жертвеннике храма, могло произойти только раз в жизни. Выбор священника совершался по жребию. Жертвенник, о котором идет речь, располагался в помещении, закрытом для простых людей и называемом «Святая», куда мог входить только священник. Еще один жертвенник находился в месте под названием «Святая святых», но туда мог входить только первосвященник (и только в день искупления).

Именно там, в святом месте, когда по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9), и произошло чудесное явление ангела священнику. Для Захарии это был самый великий момент его жизни: он вошел во Святая, чтобы совершить каждение и вознести свою молитву о самом важном для него и его жены – даровании сына. И свидетельствовал ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя (Лк. 1, 13).

Захария слышит исполненное для него радости пророчество, что его супруга, уже в преклонных годах, естественным и все же чудесным образом понесет сына. И Бог Сам нарекает имя Своему будущему пророку – Иоанн, что в переводе с еврейского означает «Бог милостив».

Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).

Евангелист не делает из Захарии героя веры, чтобы приукрасить свой рассказ. Напротив, он описывает состояние смущения и недоверия. Захария требует от ангела чего-то наподобие знака, чтобы он мог поверить: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1, 18).

Как мы видим, знак Захарии дается, но в нем присутствует и элемент наказания: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1, 20).

Греческое слово «кофос» обычно значит «глухой», но так раньше говорили и о немоте. Следовательно, Захария стал глухонемым. Но далее евангелист Лука описывает поистине трагикомедию: старый священник выходит к народу и с помощью знаков и жестов пытается объяснить случившееся. Почему трагикомедию? А как бы вы с помощью жестов описали увиденного вами ангела?

Священническое служение череды длилось неделю, а потому, когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой (Лк. 1, 23). Лука не сообщает, где находился дом Захарии, понятно только, что он жил не в Иерусалиме, а в горной Иудее. Обещание ангела исполнилось: Елисавета забеременела и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лк. 1, 24–25).

Но почему она скрывалась в течение пяти месяцев? Причина может быть самой обычной. Например, Елисавета хотела удостовериться в своей беременности, которая через пять месяцев становится заметной.

Сегодняшняя чудесная евангельская история не просто повествует нам о зачатии Иоанна Предтечи, она открывает нам удивительный Промысл Божий о каждом человеке. Господь никогда не посрамляет веры в Него, но подает просимое в тот момент, когда это действительно важно. Будем помнить об этом и не переставать молиться.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

Тропарь воскресный, глас 6

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 6

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

РУКА ОБ РУКУ

Кажется, времена меняются и вместе с этим каждое поколение пытается доказать предыдущему, что принципы любви и добра можно изменить. Что необязательно, например, прогибаться под мужа. «Я королева, меня нужно носить на руках, я стерва» — гласят статусы в социальных сетях. Сломанные судьбы, разводы кажутся неожиданными, но со стороны видно, что часто гордость и нетерпение всему виной. И тогда становится отчетливо ясно, смирение — вне времени. История родителей Иоанна Крестителя настолько нам близка, что хочется, чтобы каждый, кто вступает в супружеский союз, был знаком с их житием.

Пророк Захария и его жена Елизавета, оба из священнического рода, изо всех сил старались быть праведными перед Богом. И тяжелее всего паре давались не многочасовые молитвенные подвиги, а принятие себя бесплодной парой. Это не просто желание быть родителями, это еще и позор среди народа, тогда отсутствие детей считалось наказанием за грехи. Захария мог бы уйти от своей жены, и найти ту, от которой родились бы дети. Но не сделал он этого, приняв волю Божью и любя всем сердцем свою жену, продолжали они молиться и жить по заповедям Божьим.

И вот озарил и эту пару свет: однажды во время богослужения в святилище при каждении пророк Захария узрел самого Архангела Гавриила. Он узнал, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Никто не мог в это поверить: престарелая пара обрела младенца, благословленного Богом. Сколько благодарности и счастья было в сердцах родителей!

И сегодня случаются чудеса: пара может быть бесплодной по 5-10 лет, и вдруг зачать ребенка уже в зрелом возрасте. Возможно, Господь дает время людям обрести духовный опыт и созреть для воспитания. ОН ВСЕГДА ЗНАЕТ, что лучше для нас. В таком случае родители способны передать детям жизненную мудрость, подкрепленную годами опыта. И это ни в коем случае не говорит о том, что рожать в молодости не нужно, времени еще много. Будто сначала нужно построить карьеру, сегодня это модно, а уж потом дети. Получается, дети мешают?

Недавно была программа о животном мире. Пингвины тоже не всегда могут иметь детей. И вот однажды один из новорожденных пингвинов убежал от своей мамы. Его тут же окружила целая стая самок, так сильно желающих воспитать этого пингвина. Мама пингвина нашла его и отобрала у стаи. Не хочется сравнивать животных и людей, но реальность заставляет это делать. Почему у наших детских домов не выстраивается очередь потенциальных мам?

Иоанн Креститель для его родителей — настоящий дар Божий, милость, посланная с небес. И нет такого ребенка на свете, который не был бы благословением от Бога. Никакие беды и несчастья не могут быть оправданием для убийства еще не рожденных детей. Дети как ангелы, с искренней душой и открытым сердцем. Подойдем и обнимем своих детей крепко-крепко. Потому что лишних объятий не бывает.

ПРОРОК, ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ ИОАНН (I)

Иоанн Креститель, как говорит о нём Сам Господь, был величайшим среди людей и пророков. Он родился на несколько месяцев раньше Иисуса Христа в семье праведников — священника Захарии и его жены Елисаветы, и был родственником Господа по материнской линии.

Родители Иоанна были людьми праведными, но долгое время Бог не давал им детей. Постепенно они состарились, но не утратили смирения и продолжали уповать на милость Божию. И вот однажды в Храме во время богослужения священнику Захарии явился ангел и возвестил ему, что скоро Елисавета родит сына. Так и произошло. Ребёнка назвали Иоанном.

Дева Мария узнав, что Елисавета беременна, решила навестить свою родственницу. И как только Богородица поприветствовала Елисавету, Иоанн, бывший в материнской утробе, весело взыграл в её чреве. Так этот пророк, ещё не родившись на свет, уже возвестил своей матери и всему миру радостную весь о том, что на землю пришёл Спаситель.

Крещение Господне

Иоанн Креститель по милости Божией избежал смерти в те дни, когда Ирод, охотясь за Христом, убивал Вифлеемских младенцев. И до дня своего выхода на служение людям пророк жил в пустыне в молитве и строгом воздержании.

Иоанн Предтеча явился на свет, чтобы через покаяние приготовить людей к скорому пришествию Сына Божия. Он бесстрашно обличал пороки и грехи, и всех раскаявшихся крестил в водах реки Иордан в знак очищения и готовности к принятию Мессии.

В один из дней Сам Христос принял крещение от Иоанна, который в этот момент увидел Духа Святого сходящего на Иисуса, и услышал голос Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…». После этого пророк сказал всем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». И тут же двое из его учеников последовали за Господом — это были будущие апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Креститель был убит по приказу царя Ирода Антипы, которого обличал в блудном сожительстве. До конца своих дней пророк Иоанн оставался образцом смирения, бескомпромиссного служения Богу и проповеди спасительного покаяния.

После казни Иоанна, тело его было похоронено учениками, а голова была спасена одной из служанок Ирода. Эта святыня на протяжении веков несколько раз попадала в руки христиан, и также несколько раз оказывалась утраченной. Ныне же часть главы пророка Иоанна находится во французском городе Амьене.