По благословению епископа Петропавловского и Булаевского Владимира.

Икона дня

Великий Четверток

28 апреля 

Православный календарь

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Апрель

2017


Святой праведный Симеон, верхотурский чудотворец

Главным небесным заступником Уральской земли считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Жизнь его сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучение, благой совет. И нередко в том доме, где пребывал «грамотный портной», кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей.

Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке , безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И не редко по существу исцелял больного. Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Стретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третих – и это очень поражало и служило примером людям, - Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам – заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время. Умер Симеон Верхотурский в 1642году и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила.

Само же чудотворство начинается после смерти св. Симеона. Спустя 50 лет после смерти Симеона гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления от мощей Симеона. Впоследствии из могилы Симеона Верхотурского забил источник со святой водой. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского.

До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно. Известно, что праведного Симеона очень почитали члены Царской Семьи, которые имели у себя его икону и в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью. В 1914 году именно будущие Царственные Страстотерпцы пожертвовали к мощам прав. Симеона резную серебряную сень, для торжественной встречи которой был организован величественный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, продолжавшийся почти 20 дней. 24 мая 1914 года несколько тысяч паломников, пройдя пешком более 350 километров, вступили в старинную столицу Урала. А чуть позже, в июле того же 1914 года, Свято-Николаевский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.

В советское время мощи были поруганы, источник в Меркушино засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании собора Александра Невского. В годы советской власти стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: в 1931 году был взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 разобрана на кирпичи галерея, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. В наши дни вновь множество богомольцев стекается к мощам Симеона в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино.  

С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников. В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. 

По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв. 

Система Orphus
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь в Казахстане