По благословению епископа Петропавловского и Булаевского Владимира.


Слово отца настоятеля к 1 неделе Великого поста.Торжество Православия.

   Вот и завершилась первая седмица Великого поста и в первый воскресный день совершается празднование Торжества Православия. Перед началом Праздничного богослужения на центральный аналой обычно возлагают самые древние иконы Спасителя и Божией Матери имеющиеся в храме. По окончании особого молебна перед целованием Креста все с благоговением прикладываются к этим образам, а певчие с воодушевлением поют: "Тебе Бога хвалим..."
      Однако, этот день остается в памяти благочестивого прихожанина не только особым содержанием молебна, но еще запечатлевается читаемый на литургии отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 1,43-51).

      Итак, в евангельском чтении этого воскресенья говорится о том,как пришедший в Галилею Спаситель, встретился с еще одним из Своих будущих апостолов - Филиппом.Святой апостол Филипп сразу узнал в Проповеднике из Назарета долгожданного Мессию, Спасителя и устремился поделиться этой радостью вестью с одним из своих ближайших единомышленников, тоже будущим апостолом - Нафанаилом. Он пришел к нему и торжественно возвестил о том, что явился Мессия, что тот, о ком говорил Моисей в Законе, о Ком писали пророки, пришел, и это сын Иосифа из Назарета. Однако, Нафанаил, будучи человеком знающим Закон и пророков, скептически отнесся к этой новости: "Может ли доброе быть из Назарета?" Он был твердо убежден в том, что если прямо в Священном Писании не сказано, что Мессия придет из Назарета, то кто же кроме самозванца или наивного чудака, возомнившего себя пророком, может прийти из этого захолустного городишки, пользующегося нелестной репутацией.

      Христос, будучи сердцеведцем, прекрасно знал внутреннее состояние Нафанаила, этого знатока Закона Божьего, и когда происходит их личная встреча, встреча Христа-Спасителя и дерзновенного горделивого Нафанаила, Христос называет его истиным израилитянином, в котором нет лукавства.

Нафанаил удивлен и смущен. Он не может понять, откуда же Спаситель узнал о нем, ведь они, как ему тогда казалось, никогда не видели друг друга. И здесь Спаситель, как не редко бывает в Евангилии, легким намеком вдруг открывет свое Божественное величие. Он говорит о том, что видел Нафаниала, стоящий под смокомницей еще за долго до их встречи. В этот момент в душе Нафанаиала произошел переворот: Спаситель не мог видеть его под смоковницей, ибо Его не было там и Он не проходил даже мимо того места, а Нафанаил тот день помнит до мельчайших подробностей, ибо он переживал что-то значимое для себя.
Так незаметно Проповедник из Назарета явил ему Свою позорливость, явил ему Свое всеведение.          И открылись духовные очи Нафанаила, и понял он, что перед ним стоит именно тот Мессия, о Котором он читал в пророческих книгах, и воскликнул он в порыве духовной радости, духовного восторга: "Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!"
Так Христос совершил маленькое чудо -чудо обращения горделивого, много мнящего о себе человека к подлинной вере, к подлинному смирению. И Нафанаил пошел за Христом, стал апостолом и вместе с Филиппом они стали одними из первых мученников Церкви Христовой.
Похвалив своего будущего ученика и апостола Нафанаила за открытое и доброе сердце, Господь этим самым обращает и наше внимание на сердце, как на источник добра или зла, чтобы мы, очистив его покаянием, таковым старались его сохранять. Конечно, можно делать добрые дела и не иметь чистого сердца, но такие дела не угодны Богу.
        Мы знаем из Евангелия фарисеев и книжников, которые во всей точности исполняли предписания Закона, они часто продолжительно молились Богу, часто постились, раздавали милостыню. Но что было у них в сердце? Гордость! Они кичились своей праведностью, презирали других, осуждали.  

        Спаситель таких "праведников" называл гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Поэтому нам нужно в дни поста обратить особое внимание на свой внутренний мир, нужно отвергать греховные мысли и желания, не давать им окрепнуть, а тем более обосноваться в нашем сердце. И только тот, кто неустанно борется с нечистыми помыслами и желаниями, кто всеми силами хранит чистоту сердца, только он сможет избегать греховных дел и жить добродетельно, только он сможет надеяться получить у нелицеприятного Судии милость и оправдание.

        Поспешим же братья и сестры в эти благодатные дни Великого поста в храмы Божии, постараемся почаще прибегать к очистительному Таинству Исповеди, со страхом Божиим и верою будем приступать ко Святейшему Таинству Причащения и очистив свои чувства увидим в неприступном свете Господа Христа и вместе с апостолом Нафанаилом воскликнем, что Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир чтобы спасти нас и очистить от всякой скверны. Аминь.

Система Orphus

Добавить комментарий


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь в Казахстане