Петро-Павловский собор Город Петропавлоск

Митрополит Александр
Патриарх Кирилл
Архиепископ Владимир

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КОСЬМЫ ВЕРХОТУРСКОГО, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ

Во времена расцвета христианства на Святой Руси, просвященной Св. Князем Владимиром, страна наша великая, раскинувшаяся даже до сибирской тайги, прославляема была повсюду всеобщим благочестием всего народа православного, от царя до последнего нищего. Святая вера Христова была настолько тесно связана с бытом русского человека, что многие из них вели поистине святой и подвижнический образ жизни. Таких христолюбцев на Руси было так много, что можно сказать, весь русский народ нес на себе подвиг святости. Многие удостоились за труды свои и подвиги на земле славы небесной, став святыми, некоторые оставались лишь местночтимыми, а кто и вовсе незнаем был никем. По нелицемерному своему благочестию рабы Божии тщательно старались скрывать свои христианские подвиги от глаз людских во избежание земной славы, отчего и не дошли до нас многие и многие примеры русской святости. Лишь в редком случае, да все больше через устные сказания узнаем мы о жизни во славу Божию простых людей, внешне не выделяющихся никакими добродетелями.

Таковым простолюдином, местным жителем был и Косьма по фамилии Немтинов. Родился он в конце XVII века и проживал в заречной части города Верхотурья. От рождения своего имел наклонность к юродству, страдал болезнью ног, и поэтому имел с трудом возможность ходить на ногах, и притом не иначе как с помощью костылей. Эти хромоту и юродство от рождения блаженный Косьма получил в дар по преблагому Промыслу Божию для удобства своего по Богу жительства, как видно это будет из его жизнеописания. В Святом Евангелии повествуется случай, когда Господь со своими учениками, шествуя по дорогам благочестия, встретили некоего от рождения недужного, а точнее слепорожденного. И спросили Господа: «Кто согрешил – он или родители его?» И Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
После того, как Косьма пришел в возраст, он стал проявлять признаки набожности и уединенности от мира, от домашних хлопот. Этому-то и способствовала дарованная ему от Творца хромота ног, сделавшая его непригодным для работы по хозяйству и удалявшая его от суеты, а проживал он со своими родителями и братьями в собственном их доме.
Вот стали замечать родственники его, что Косьма-то их встает ото сна очень рано, около часу ночи, и с этого часу удаляется из дома неизвестно куда. И стал Косьма так делать всегда – проводить всю ночь в отлучке за неведомым никому занятием, а уходил-то он на свое любимое место к Собору Троицкому, и там исполнял подвиг бденный, подражая Божественному своему Спасителю, отводившему для молитвы время глубокой ночи. Когда же домашние его делали ему замечания о раннем уходе его из дома, Косьма отвечал иносказательно, отговорками, так что толку от него добиться не могли никакого. Мол много ли с него возьмешь – юродивый. Так и оставили своего юродивого родственника в покое с ночными его хождениями.

Любил Косьма церковь соборную, что находится по левому берегу реки Туры, на каменном утесе за крепостной стеной, потому как в то время юродствовал там другой подвижник благочестия, блаженный Иоанн Верхотурский (скончался в 1701г.). Видимо, с него и брал пример Косьма Немтинов.
Известен же Косьма юродивый более всего тем, что непосредственно участвовал в перенесении из села Меркушино в Верхотурский Николаевский монастырь Святых Мощей Сибирского угодника Божия Праведного Симеона, состоявшемся 12 сентября 1704 года. Своей хромотой и кажущимся безумием Косьма прославил великого угодника Божия Праведного Симеона тем, что прополз совершенным образом весь путь от Меркушино до Верхотурья, который составляет около 60 верст, следуя неотступно за торжественным шествием честных мощей, а когда уставал, то говорил: «Брат Симеоне! Давай отдохнем», и тогда никакая сила не могла сдвинуть гроб с места. Там, где делались остановки блаженным Косьмой, были впоследствии поставлены часовни, количеством три строения. Две каменные и одна деревянная. Устное сказание об этом подвиге блаженного Косьмы подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где изображается перенесение мощей Праведного Симеона, в том числе участвующих при этом действии, действительно изображается один из них в положении юродивого и с костылями. Так один хромой-юродивый создал честь Праведному Симеону. 

У могилы той же, где почивал Косьма, истекал родничок с чистой и вкусной водой. Его так и прозвал благочестивый народ – «слезы Косьмы юродивого».
В 1920 году, когда были вскрыты мощи Пр. Симеона, монахини Свято-Покровского женского монастыря, по благословению игуменьи Таисии, тайно выкопали останки блаженного Косьмы и похоронили их возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. На продолжении 70 лет благочестивые прихожане и паломники с благоговением брали землю с могилы блаж. Косьмы и заказывали по нему панихиды.

На светлой седмице в 1995 году 28 апреля по благословению Преосвященнейшего епископа Никона, его архиерейским служением, при стечении многочисленных прихожан из Свято-Николаевского мужского монастыря были перенесены мощи блаженного Косьмы Верхотурского в Свято-Покровский женский монастырь.

О нашем храме

К началу XX века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1803-1822), Васильевская Старокладбищенская (1847-1851), Вознесенский собор (1865-1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890-1894) и Мариинская железнодорожная (1899-1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на государственные средства или на деньги из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма - Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие - Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены на иждивение петропавловских купцов и представителей купеческих семей - Хлебниковых, Зенковых, М. Глазковой, В. Захарина, Мариинская церковь на железнодорожной станции Петропавловск построена Управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства Фонда имени императора Александра III. Фонд был создан в 1894 году специально для сбора средств на строительство церквей и школ вдоль линии Сибирской железной дороги.